КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Архангельск, 20 октября, "Беломор-Буги", день 1

Искать

Архангельск, 20 октября, "Беломор-Буги", день 1

25.10.2012 18:12, Музыка: репортажи


Макс
Орех

«Беломор-Буги» — фестиваль, состоявшийся в городе Архангельск в девятнадцатый раз, в очередной раз продемонстрировал всем его гостям и участникам радушие, гостеприимство и вместе с тем серьёзный подход в организации самого праздника и в выборе участников. В эти два дня нас потчевали своеобразными музыкальными деликатесами. Другое дело, насколько хорошо у кого они усваиваются. Александр Мезенцев — главный «виновник» всего состоявшегося 20 и 21 октября на сцене клуба «А» давно уже делом доказал, что любит рок. Порой довольно тяжелый. Поэтому брутальность большей части исполнителей в субботу и в воскресенье бросалась в глаза. А буги было как раз совсем немного. Но поскольку мало кто из зрителей воспринимал название феста буквально, особо сей факт никого и не смутил. Теперь же обо всё по порядку.

Лев Николаевич Толстой в «Войне и мире» очень хорошо описал большую разницу между написанной на бумаге, утверждённой диспозицией и реальными боевыми действиями, которые всегда происходят хаотично, случайно и как Бог на душу положит. На рок-фестивалях случается нечто похожее. Масса разных совпадений в ту или другую сторону уводит наше восприятие, смещает акценты... В субботу, как свидетельствовали потом многие участники, норвежские гости Daisy Cutter по праву почётных гостей и главных «фирмачей» слегка спутали карты остальным, когда после саундчека сбросили все настройки, повытаскивали разъёмы из пульта и тем самым создали тот необходимый элемент хаоса и форс-мажора, без которого событие было бы не так интересно.

 

Добавили адреналина, но, несмотря на такую историю, вначале четвёртого первые участники, архангельская молодая команда Electric Iron открыла фестивальный день своим получасовым сетом. Два года назад ребята уже выступали на «Беломор-Буги» и вот снова их олдскульный тяжёлый рок зазвучал на всю катушку. Длинноволосый вокалист Александр Рогачев в белой, слегка расстегнутой рубахе и расклешённых голубых джинсах смахивал на молодого Роберта Планта. Да и в музыке чувствуется влияние «цеппелинов» с примесью американского южного рока. Александр интенсивно размахивал шевелюрой и пел, что есть мочи. Харпер Николай Карнеевич отлично играл на гармошке и звенел колокольцами, закреплёнными на штанине. Ритм-секция тоже старалась. В общем, ребята вполне себе удачно справились со сложной, ответственной задачей открывать такое масштабное действие. Всё было от души. Правда, чувствовалось, что расти и работать коллективу можно и нужно. Идеальной сыгранности у Electric Iron пока не наблюдается. Вокалист пел не слишком отчётливо. Может быть, это проблема звука в клубе, может быть, мастерства, может быть, чисто концертного опыта. Скорее всего, и то, и другое, и третье. Но то, что ребята продолжают славные традиции блюз-рока 60-х и 70-х абсолютно искренне, стараясь вовсю, вызывает респект и уважуху. Ещё приятно, что поддерживают такой старый имидж рокеров, не размениваясь на новомодные веяния.

Аллигатор Санты — вторая архангельская команда, вышедшая на сцену. В пресс-релизе «аллигаторов» сказано про арт-рок. Что же, пожалуй, можно с этим согласиться. Мне даже показалось, что в творческих экспериментах гитариста, вокалиста и автора материала Алексея Денисенко, барабанщика Артёма Белых и басиста Андрея Акимова мелькает нечто близкое екатеринбургской школе рока. Есть элементы гранджа. Примечательно, что у бас-гитариста зелёным цветом светились струны. Группа интересная, но и здесь непаханое поле для работы по шлифовке своих композиций. Звук пока довольно сырой, но идеи очень интересные. В кульминации выступления Аллигатора Санты на сцену выскочил ещё один вокалист (видимо из дружественной группы) и отчаянно запел: «Я не чувствую страх, я не чувствую боль, я не знал никогда, что такое любовь...» И припев: «Я — машина!» Вообще, в творчестве группы, как и у последующих земляков «аллигатора» заметна такая чисто поморская довольно мрачная и суровая составляющая.

Третья группа, вышедшая в субботу на сцену клуба «А», приехала из Краснокамска и называется The Fires On Tongue. Мне посчастливилось с ребятами ехать в одном поезде, и я был невольным свидетелем досужих автоэвакуатор разговоров чуваков, в которых высказывались скептические суждения в адрес The Who и The Rolling Stones. Ну, думаю: а они сами-то, что из себя представляют? Оказалось, что играть эти ребята умеют. И, причём, играют весьма оригинальную и редкую для наших мест музыку. Post-punk и (как они сами себя охарактеризовали) psychedelic surf. Вот термины, с которыми связана музыка The Fires On Tongue. Работа на сцене выдаёт немалый опыт музыкантов. Оба гитариста играют на гитарах фирмы Fender. У вокалиста Николая Лютикова это Fender Jaguar, у Федора Макасина Fender Cyclone и, благодаря правильному выбору инструментов и хорошей сыгранности, при почти полном отсутствии педалей, у ребят образуется настоящая стена звука. Кстати, приехали они, замеченные и приглашённые Александром Мезенцевым после пермского фестиваля «Rock-Line».

 

После The Fires On Tongue на сцену поднялись ветераны и, в своём роде, талисманы фестиваля, группа Эстремадура. Дело в том, что через эту архангельскую команду прошли очень многие местные выдающиеся музыканты. Аутодафе, Гейзер, Сухой Закон и конечно Облачный Край — эти названия составляют предмет гордости любого архангельского рокера. Лидер команды, бас-гитарист и вокалист Сергей Власов является обладателем уникального инструмента с корпусом в виде дракона. Помимо своих боевиков, ребята исполнили хит группы Облачный край боевик «Соси, посасывай» и песню группы Аутодафе «Пластилиновая голова», написанную аж в далеком 1983-м и спетую барабанщиком Дмитрием Леонтьевым. Во время выступления Эстремадуры народ уже довольно плотно сгустился у сцены и градус накала страстей заметно повысился.

Далее, перед нашими глазами появилась группа АНТРЕ из Набережных Челнов. Наконец нашлись те, кто разбавил брутально-депрессивные нотки предыдущих исполнителей позитивной энергией своих песен. Железобетонная ритм-секция, аранжировки, где каждая нота абсолютно на месте и образные тексты песен — вот составляющие успеха АНТРЕ. «Тараканы в моей голове аплодируют стоя», — ироничная строчка, с юмором спетая Шамом Юмадиловым, обеспечила ребятам шквал оваций и аплодисментов в зале.


Инструментальное power-trio, легенды архангельского рока, группа Blind Vandal, сменили гостей из Татарстана. Сыграли безукоризненно. Они всегда играют безукоризненно. Гитарист Александр Фирсов, басист Вадим Тряпицын и барабанщик Александр Харев «валили» так, что будь здоров. Видимо, успеху выступления старожилов «Беломор-Буги» также способствовало удачное время выхода на сцену, аккурат в разгар фестиваля, когда все уже подогрелись, но никто не устал. И, самое главное у «вандалов» — это фантастическое владение инструментами, идеальная сыгранность. И, что очень важно, чувство меры.

Помимо прочего, всех зрителей ожидал сюрприз, состоявший в исполнении нестареющей композиции Джими Хендрикса «Foxy Lady», вместе с гостями: повелительницей шести струн москвичкой Еленой Сигаловой и гитаристом архангельской команды Kid Logic Александром Дорофеевым. Вообще было круто!  

Я потом спросил Лену, сколько времени она тратит на то, чтобы устроить такой праздник на голове. «Три-четыре часа», — прозвучал ответ. Эх, на что только не пойдут женщины (тем более, артистки по диплому), что бы всех поражать своей неотразимостью. Браво!

Алла Костина из Самары, продолжая усиливать энергетические потоки, поразила всех своей сексуальной харизмой, высоким эмоциональным вокалом и кудряшками на голове. По сути, Алла Костина — это название группы, в которой, благодаря упорному труду, музыканты достигли нешуточного профессионализма, сочетая высококлассное исполнение, молодежный дух в имидже и яркую запоминающуюся индивидуальность.

 

Автор этих строк сидел за столиком в зале рядом с группой молодёжи и для живости отчёта решил спросить у своих соседей, что они думают о группе Аллы Костиной. Юрист Григорий сказал следующее: «Это, конечно, коммерческий продукт... Голос специфический. Точно, как у Анжелики Варум! А, вообще, она слегка похожа на моего преподавателя в универе по теории государства и права. Но, за то, что она без лифчика — респект и уважуха!» Как позже выяснилось, последний факт заинтересовал многих... Главными песнями в сете группы Аллы Костиной можно смело назвать собственный хит «Не я», а так же энергичный и бодрый кавер на Нирвану Lithium. «Йе-йее-йе-е», — хором подпевал зал.


Следом за Аллой Костиной на сцене оказались гости из Норвегии Daisy Cutter — те самые, которые спутали все карты по звуку остальным участникам. В группе интересное деление музыкантов по имиджу (вспоминается анекдот соответствующий). Так вот: вокалист — лысый, гитарист — волосатый, басист — лысый, барабанщик волосатый. Как только Daisy Cutter заиграли, все сразу почувствовали то самое «фирменное мясо». Качало нереально. Один за другим исполнялись боевики со знаковыми названиями типа «фэйк», отсылающие своим звуком то к гранджу, то к ню-металлу, то к старому, доброму харду.

При этом в музыке норвежцев уживаются элементы европейской мелодики, где-то даже отсылающей к народной музыке, и модные веяния последних лет с элементами стрит-рока. Вокалист Райнер Вассхауг был явно в настроении, он улыбался и периодически говорил по-русски «спасибо». Барабанщик Гейр Нордхейм очень порадовал своим взлохмаченным имиджем. Басист Стейн Эдвардсон похож на актёра Вина Дизеля, а гитарист Ян Олав Исаксен выглядит как канонический «металлер». Под конец выступления Daisy Cutter заставили весь зал хором с ними петь как заклинание слова песни: «I Like To See You Naked In The Rain». Надеюсь, переводить не нужно.


Дальше на площадку поднялся коллектив из Екатеринбурга Сечень. Группа продолжает поистине драгоценные традиции скороморошества и даже свой стиль называет ни иначе как скомо-рок, а себя полностью ребята величают СкомоРок-АРТель Сечень. В подтверждение принадлежности к скоморохам у всех музыкантов нанесён на лица грим. Ещё одно необходимое разбавление преобладающего «жесткача». На этот раз народными, фолковыми мотивами, разудалыми баянными переливами и чисто уральской задушевностью, распевностью, широтою души.

Периодически меняющиеся тактовые размеры, синкопы подчёркивают народные корни музыки.
На второй композиции к музыкантам присоединилась очаровательная девушка с тамбурином Анастасия Бубновская, которая добавила всему происходящему сексуальной энергии.

А на четвёртой песне, Настя покинула сцену, и на сцену вышла жительница Архангельска, творческая разносторонняя личность Анна Акимова — обладательница красивейшего голоса. Она очень нежно исполнила в интервал с вокалистом и автором материала Ильёй Махотиным следующую протяжную балладу. Далее последовало ещё несколько хитов, один под названием «Золотая жила» дал название последнему альбому Сечени. В завершение программы ребята порадовали одним элементом шоу: на сцене внезапно появился шаман-смерть с бубном (перевоплотившаяся Настя Бубновская) и прозвучала довольно мрачная вещь под названием «Белый зомби».


...И, вот, наконец, лишь под занавес вечера публика смогла получить ложку буги (а точнее, блюза и рока) в бочке брутальной музыки в лице Ксении Федуловой и состава Jam Duet (Москва). Когда видишь такую девушку, светловолосую и фигуристую, сложно представить себе, что она способна вытворять как голосом, так и гитарой. У нас и мужчин-то в истории отечественной рок-музыки можно пересчитать по пальцам одной руки, которые по-настоящему и главное на русском языке, могли петь блюз, буги-вуги и рок-н-ролл. Дамы и господа; архангельцы, пермяки, костромичи, петербужцы и жители столицы, мы рады вам представить: Ксения Федулова! Как рассказала прямо со сцены Ксюша, родилась она на Камчатке, барабанщик Алексей Цыганов родом как раз из Архангельска, басист Анатолий Смирнов — москвич.

Собрался данный состав только в мае, поэтому всё только-только набирает обороты. С первых тактов весь зал оказался под магией позитивной энергетики Ксении. Песни «Старый хиппи», «Петя-папиндос», «Жизнь — это лишь хобби» взорвали зал. Ещё бы, это настоящий, такой дефицитный сейчас, новый авторский блюз-роковый посыл вместе с филигранной, изумительной игрой Ксюши на полуакустической гитаре Heritage, в сочетании с таким задорным мальчишеским и одновременно очень женственным вокалом, стоящим на прочнейшем фундаменте ритм-секции Цыганов — Смирнов, не мог оставить никого равнодушным. Даже самые робкие пускались в пляс под лихие ритмы Jam Duet. В кульминации программы барабанщик стал играть по ободу на малом барабане, а потом и вовсе, ударяя палочками друг о друга, держа таким образом ритм, вышел на сцену и немного поиграл этими палочками на бас-гитаре Анатолия. В зале восторженно зааплодировали... А на закуску Ксения лихо исполнила кавер на отца рок-н-ролла Чака Берри, но со своим оригинальном текстом под названием «Лёха, давай».

...Завершали субботу на «Беломор-Буги» гости из Санкт-Петербурга Скворцы Степанова. Перед этим на сцену вышел уставший, но радостный Александр Мезенцев и прокомментировал как уже свершившиеся, так и предстоящие фестивальные события. Про «скворцов» можно сказать сразу несколько вещей. Во-первых, это чистой воды питерский проект. Грубо говоря, все музыканты: как на шарнирах, все поют, при этом очень хорошо играют, делают настоящее «мясо», а по песням идёт музыкальный сюрреализм, пусть и юморной, пусть и очень позитивный. Яркий имидж: парни загримированы под скворцов и за спиной у каждого присутствуют крылья.

Группа видимо сразу и создавалась в расчёте на сплошной интерактив, что блестяще продемонстрировала в работе с залом. Много они чего пели — и «Твой котэ не весел», и «Писька-пиписька». Конец первого дня был оптимистичный и заводной.

Фото автора

Дополнительная информация