КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Контрабандная фонотека: взгляд на рэп снаружи

Искать

Контрабандная фонотека: взгляд на рэп снаружи

05.02.2014 11:02, Музыка: рецензии


Александр
В.
Волков

Статьи про рэп нередко пишут фанаты стиля для фанатов стиля. Получается цепь, замкнутая на себя. У музыкантов нет новой публики, а широкая публика не понимает, что же происходит. Кого-то устраивает непонимание. Кто-то рвет границы. Интересны вторые, делающие шаг навстречу. Этот материал тоже попытка такого шага.Рэп, появившись лет 30 назад, воспринимался как шанс, как альтернатива, но теперь, кажется, корпорации и понты уже съели его - стали частью стиля. Надо выходить «за». «Рэп – бог» – говорит один музыкант нашего обзора. «Я – бог» - развивает идею другой. Попробуем говорить про тех, кто может быть интересен для всех.

Eminem "The Marshall Mathers" LP 2 (Aftermath/Interscore)

Eminem

Новый альбом знаменитого мастера художественного слова - продолжение концептуального диска «The Marshall Mathers LP» (2000). Название тут важно - это собственное имя артиста. Он подчеркивает, что отвечает за сказанное, не скрывается за псевдонимом. Дом на обложке тот же, что и на альбоме 2000-го, только вот окна заколочены. Детройт – родной город Эминема – банкрот. Артист - полон гнева и депрессии. Для него это не только повод высказаться, рубануть правду-матку, ему глубоко не все равно. Важно не только то, «что» он говорит, но то, «как» он это делает. Его понимают миллионы и он не позволяет себе расслабляться и халтурить.
Отметим участие продюсера Рика Рубина на композиции «So Far…», где затевается рэп-баттл с рок-гитарой, а мелькающие «ла-ла-ла» и старорежимный орган кажутся игрой в кошки-мышки. Добивается слушатель фразой «За Риком Рубином, следовать должен ты, мой маленький Падаван» (sic!). Рубин также появляется на вещи «Rhyme Or Reason» с сэмплом хита The Zombies «Time of the Season», где есть слова «Кто твой папа? У меня его не было!». Еще особо выделим вещь «Legacy», где сладкий женский вокал принадлежит русской(!!!) девушке Полине Гудиевой, ранее тусовавшейся с людьми типа Tiesto. Именно эту вещь сравнивают со «Stan» - хитом с первого альбома ММ LP-1 - и она, пожалуй, убирает «The Monster» с участием Рианны. Также отметим «So Much Better», «Survival» и «Asshole» с красивыми припевами – смягчающего атмосферу девичьего вокала тут много.
Это Эминем делает композицию «Рэп Бог». Он не Эрик Клэптон, но уровень запросов понятен. Еще добавим, что он и «рэп-Элвис» и еще раз удивимся - и его уникальности, и тому, насколько он соответствует и своим титулам, и своему месту.

Вис Виталис «OneManStanding» (Wildcats Records)

Вис Виталис «OneManStanding»

Альбом завершает трилогию, начатую проектом Sixtynine (2004). Вис Виталис с тех времен уважаем и в рок-среде, но молодые рэп-фаны могут просто его не знать. Не та возрастная, психологическая и человеческая категории. У Виталиса много слов, он хочет осознать себя, свое творчество и все, происходящее вокруг. У него тонкое чувство времени, то, что он делает – это взгляд в глаза, взрослый и серьезный.
Энергия, жесткость и брутальность сохраняются весь альбом, но выбор – «Быть!» - заявлен сразу. Метод - наседающая считка, женский вокал, принадлежащий Livi. Хочется много цитировать. Вот на выбор: «…каждый день как выстрел» - «…поколение покемонов» - «…музыкальные шахиды» - «…ночь живых мертвецов на земле отцов». Перебор образов идет под рваные ритмы и древние клавиши, которые есть, впрочем, на каждом альбоме этого обзора. Бога не поминают, но есть наивный «Герой-бунтарь» - таких образов не хватает сейчас. «Рэп – это панк» – так ищется самоидентификация, и желание «постучать по твоей голове» - звучит как предупреждение. Запомнился «Гимн Москве». Это «место силы»? - ок, хорошо. Пожалуй, за долгие годы это первая адекватная песня про город - без лизоблюдства и ностальгических всхлипов. И еще - «В каждом из нас мерцает вселенная» – большего оптимизма может и не надо.
Виталис сплетает знание окружающей цивилизации со сленгом и правилами из прошлой жизни. Его интересно слышать - он непредсказуем, в треках есть отлично подобранные мелочи. Рулят желание разбудить поколение, ощущение себя не сдавшимся динозавром, знание, что битва идет без надежды на хэппи-энд. Он поэт, который так видит мир – и это понятно любому поколению.

Kanye West «Yeesus» (The Island Def Jam Group/Юниверсал Мьюзик)

 Kanye West «Yeesus»

Кто тут самый умный? Возможно, - Канье Уэст. По крайней мере он выпустил потрясающий альбом, напомнивший по потенции и яркости то, что делают, например, Фаррелл Уильямс, Danger Mouse или те же Gorillaz, далеко забежавшие за границы жанра. Стиль находит родственную душу в современной электронике – полутанцевальной полуальтернативе. И Канье, заблистав поп-авангардом и аранжировками, делает шаг «за».
Это рэп в роковой шкуре, начинка включает регги и фанк. На альбоме - россыпь звезд. Опять Рик Рубин, грэмминосные Daft Punk, на треке «New Slaves» звучит сэмпл поколенческого хита Omega «Девушка с жемчужными волосами» от пары Габор Прессер/Анна Адамиш – как насмешка над тем, что сделали с этой вещью Scorpions. Заметна другая вершина давних эпох – изысканный и гипнотичный «Strange Fruit» - сэмпл хита Билли Холидей, спетого Ниной Симоне.
Отмечу саунд – впервые захотелось послушать хип-хоп альбом с винила. И оригинальный рифф тут уместен, и отточенный хор. Британский «Гардиан» назвал «Yeesus» записью года, за ним пристроились отечественные медиа. Кажется, правы они, а не «Грэмми». У альбома нет обложки – он просто лежит в прозрачной коробке – символы и объяснения тут каждый может придумать сам.
Альбом эмоционально оглушителен, он не для детей. Эта музыка для артхаусного спектакля, футуристического видео-шоу. Уэст очень расширил границы жанра – тру-парни могут не полюбить резкие смены ритма и сэмплы детских голосов – эту почти рэп-оперу. Канье, не пытаясь что-то понять, заявляет «Я – бог». Трудно выразить наше время в музыке – это ощущается на всех уровнях. Глупо гадать, как пойдут дела дальше. Предположим крайность - что «Yeesus» пророчит появление нового стиля. Канье не просто усидел на двух стульях, он смог показать, что все вокруг - одно пространство, причем, это - его пространство.

Дополнительная информация