КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Герои панк-рока по средам, ч. 66: Hladno pivo (Хорватия)

Искать

Герои панк-рока по средам, ч. 66: Hladno pivo (Хорватия)

20.01.2016 01:14, Музыка: статьи


Алексей
Караковский

Хорватские панки «Hladno pivo» — одна из самых взрослых и толковых групп Восточной Европы. Их музыка и тексты традиционны для панк-рока, и вряд ли чем-то удивят. Поражает другое — неукоснительный профессионализм, тщательность работы над звуком, а особенно — видеоклипы, смысл которых ясен без перевода.

Ранняя история группы не изобилует интересными фактами. До начала девяностых молодые загребские музыканты доказывали, по их выражению, что «даже лучшие песни могут звучать ужасно, если попадают в правильные руки», а их слушателями были «наши многочисленные подруги, друзья, родственники и городская команда по спортивному ориентированию». Собравшись вместе после демобилизации из армии, ребята решили, что пора бы чего-то добиться и засели за запись первого альбома под названием «Гигант». Вскоре любительский клип коллектива попал на хорватское телевидение, после чего музыканты стали завсегдатаями крупных рок-фестивалей по всей территории бывшей Югославии. В 1994 году в жизни молодых и горячих «Hladno pivo» наступил «звёздный час»: группа сыграла на разогреве у «Ramones». Большую популярность группа приобрела после выхода песни «Himna» в честь участия хорватской футбольной сборной в чемпионате мира (Япония, 2002). В клипе на песню снялись вратари Стипе Плетикоса и Томислав Бутина. Постепенно коллектив стал одной из самых известных хорватских групп, собирая на стадионах и по пять, и по десять, и по тридцать тысяч человек.
Ключевую роль во всём этом сыграл вокалист группы Милан Кекин. Родившись в Германии, Миле в детстве был перевезён в Боснию, где и вырос, а уже потом уехал в Загреб. Параллельно с музыкой он получил степень профессора и сейчас преподаёт в университете английский и немецкий языки. В свободное время Миле любит играть роли второго плана в телесериалах. Основное его амплуа — простые работяги, чаще всего шофёры. Но если посмотреть видеоклипы, которых у «Hladno pivo» великое множество, становится ясно, что сам Миле, и его ребята — разносторонние актёры трагикомического жанра, прекрасно умеющие рассказывать интересные и поучительные истории.
С течением времени тексты группы становились всё более и более резкими, привлекая внимание общественности к социальным проблемам в стране. В 2003 году «Hladno pivo» выпустили альбом «Пощёчина», после чего провели большой тур «Приходите и получите пощечину», а потом — его осенний сиквел «Подставь другую щеку». В том же году ребята удостоились редкой для панк-музыкантов награды — премии «Йошко Кулишич» Хельсинкского комитета по правам человека в Хорватии.
Если изучить биографию группы, становится ясно, что секрет успеха «Hladno pivo» — это потрясающая работоспособность. Более двадцати лет они выпускали диск за диском, концертный альбом, клипы, видеоконцерты, и лишь в середине десятых, после ухода из группы «балканской» духовой секции постепенно сбавили обороты. Впрочем, как оказалось, это был обманный манёвр. В 2015 году эти взрослые мужики, от которых, наверное, уже никто ничего не ждал, потрясли свою страну видеоклипом на песню «Фирма», в съёмках которой приняли участие уволенные рабочие хорватских фабрик и заводов. По словам Миле, «играя во всю длину и ширину нашей прекрасной страны, мы заметили в каждом городе сочетание новых церквей и разрушенных заводов. Песня «Фирма» пытается объяснить это явление менее чем за три минуты. Это интенсивный курс для молодых, короткое напоминание для тех, кто немного старше и предупреждение для всех — чтобы не сдаться легко и без единого выстрела, как в старом анекдоте».
После выхода клипа группа объехала всю страну с турне под названием «День закрытых дверей». «Bog, domovina, nacija svi na pod ovo je privatizacija!» («Бог, Родина, нация — всё под ноги приватизации!»), — несложно представить, как поют эти строки из песни «Фирма» простые хорваты «Hladno pivo», и вся страна им подпевает. Видимо, так и должна выглядеть победа панк-рока в одном отдельно взятом государстве, чтобы там ни говорили музыкальные критики.

















Дополнительная информация