КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Человек с бульвара Капуцинов

Искать

Человек с бульвара Капуцинов

30.04.2012 19:13, Кино: рецензии


Олег
Комраков

Фильм «Человек с бульвара Капуцинов», посвященный взаимоотношениям киноискусства и зрителя, удивляет тем, как его недостатки легко и непринужденно переходят в достоинства.

 Убогие и неправдоподобные декорации, недостоверная обстановка, индейцы, непохожие на индейцев, и ковбои, не похожие на ковбоев? Большая часть героев шаблонна до отвращения? Диалоги ужасны? Шутки примитивны? И что с того? Это же ведь фильм о кино, он должен быть не просто условным, а условным в квадрате. Снимать на такой сценарий настоящий полноценный серьезный вестерн было бы редкой глупостью. Снимать пародию на вестерн было бы еще глупее. А вот снять как бы вестерн, довести его до крайности, превратить в китч, вот это самое оно.

Актёры переигрывают? И что с того? Во-первых, такие актеры, какие собрались в этом фильме, даже переигрывая, остаются гениальными. Во-вторых, если уж делать китч, то китч должен быть во всем, и в актерской игре тоже. А в-третьих, видно, что актёры искренне наслаждаются дуракавалянием в кадре, а когда актеры получают удовольствие от съемок, фильм точно провальным не получится, пусть у него будет хромать и сценарий, и режиссура, и всё остальное.

Усталый, больной, постаревший Андрей Миронов пытается играть молодого, романтичного и энергичного поклонника кино? И что с того? Да, Миронов не вписывается в роль, но в этом есть что-то такое, что придает фильму дополнительную силу. Актёр, играющий из последних сил роль человека, готового пожертвовать своей жизнью ради кино. Кругом царит китч, веселая игра, капустник на природе, и посреди всего этого один человек пытается растерянной улыбкой скрыть свою настающую боль. Да, это впечатляет куда больше, чем если бы на экране был молодой, розовощёкий, романтичный и наивный юнец. От Миронова в этом фильме мурашки по спине бегут, и действительно понимаешь, что такое настоящий актёр, для которого жить – значит играть.

Режиссер демонстрирует крайнюю степень цинизма, выводя подавляющее число персонажей безвольными людьми, которые поддаются любому давлению, поворачиваются как флюгеры от малейшего ветерка и не в состоянии отличить добро от зла? И что с того? В жизни такое можно наблюдать чуть ли не повсеместно, даже в мелочах. Книга, фильм, чей-то пример влияют на тебя положительно, ты пытаешься измениться, жить в соответствии со своим новым идеалом, а потом рутина жизни медленно отбрасывает тебя назад. Идеалы забываются, всё вновь возвращается на круги своя. Что, разве не бывает такого? Да, конечно, не так резко, не так очевидно, не так броско, как в фильме, но бывает. И потом – режиссёр все-таки дала возможность герою спасти искусством кого-то, пусть лишь двоих, но всё равно его усилия не ушли в песок.

Вот такая получается странная штука, такое своеобразное киночудо. Как в кинозале – то, что внешне выглядит, как много-много движущихся картинок на экране, складывается в такое зрелище, которое заставляет зрителя рыдать, смеяться, сочувствовать, злиться. Точно так же и в «Человеке с бульвара Капуцинов» - то, что внешне выглядит как дурно снятое, бестолковое и сомнительное кино, которое, по идее, не должно вызывать ничего кроме раздражения, оборачивается пронзительным, глубоким и честным фильмом о том, как человек с помощью искусства пытается изменить мир и что из этого получается.  

Дополнительная информация