КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Наталья Попова: триумф одной роли

Искать

Наталья Попова: триумф одной роли

05.02.2012 16:21, Кино: статьи


Анастасия
Рогова

В 1973 году, в январе, вышла в прокат экранизация самой новогодней советской сказки – пьесы Самуила Маршака «12 месяцев». Картина покорила всех – успех был безоговорочный. И критики, и коллеги по цеху, и зрители высказывались положительно, всех очаровала лента, целиком и полностью снятая в павильоне.

Режиссер Анатолий Граник, известный по всеми любимому фильму «Максим Перепелица», создал действительно новогоднюю картину, ориентированную и на детскую, и на взрослую аудиторию. В главной роли – Падчерицы – снялась молодая актриса ТЮЗ им. Брянцева Наталья Попова. Были задействованы в сказке и известные актёры – Татьяна Пельтцер, Леонид Куравлев, Николай Волков и другие. Королеву сыграла другая ТЮЗ-овская актриса - Лиана Жвания, а Мая - артист балета Андрей Босов.

Фильм «12 месяцев» - эталон волшебной сказки советского кинематографа. И успех ленты не мог не отразиться на молодых актёрах, в нём дебютировавших на экране. Особенно на Падчерице – Наталье Поповой. Молодую актрису после премьеры знал в лицо весь Союз.

Надо сказать, что, с одной стороны, роль Падчерицы, главная в картине, является ролью простой, «типажной», с другой – очень сложной, тем более для молодой актрисы. Трудность как раз и состоит в её некоторой схематичности и примитивизме. Падчерица у Маршака – это тот растиражированный образ бедной девушки, являющейся кладезем добродетелей из любой народной сказки. Юная златовласка, в которой нет ни одной отрицательной черты. У неё нет собственной, ярко выраженной индивидуальности, есть только набор стандартных качеств.

И вот как раз Наталья Попова и смогла создать своей героине эту недостающую индивидуальность, наградить её характером, придать ей оригинальные, запоминающиеся черты. Падчерица в исполнении Поповой – не слащавая картинка с праздничной открытки, а человек из плоти и крови, который умеет страдать и радоваться, любить и прощать. Попова удивительно попала в роль – конечно, не без помощи Анатолия Граника, для чьих картин вообще характеры такие идеально подобранные для ролей актёры. Когда Месяцы рассказывают друг другу о Падчерице, кажется, что они говорят о самой Наталье, с ее мягким взглядом, скромной обаятельной улыбкой, звонким смехом… и редкостной естественностью.

Казалось бы – после такого оглушительного успеха Наталья должна быть нарасхват, блистать в шедеврах знаменитых режиссёров, войти в число передовых актрис страны…Но этого не произошло. Сказка оказалась не с таким уж волшебным концом.

Конечно, Наталья Попова сыграла еще немало ролей, однако, среди них больше нет ни одной, которая могла бы сравниться с успехом Падчерицы. Через два года вышел фильм «Врача вызывали?», где Наталья также сыграла главную роль, и картина имела успех, но далеко не такой, как «12 месяцев». После была в 1976 году опять главная роль – в «Мой старший брат», и опять довольно скромный успех. А после - в основном роли второго плана, эпизоды, самой известной из которых является роль Нюры в «Прощай, шпана замоскворецкая». И для большинства зрителей Попова так и осталась актрисой одной роли.

Падчерица принесла Наталье не только славу, но и счастье в личной жизни – Андрей Босов, сыгравший жениха-Мая, стал её мужем и в реальности, причём фактически сразу после окончания съёмок фильма. В браке с ним Наталья прожила много лет, уезжала жить в США, стала матерью сына Ильи. Но капризная муза кинематографа так больше и не приласкала Падчерицу. Однако, Наталья Попова нашла себя в театре. Список её театральных работ впечатляет. До 1987 года, до эмиграции она была актрисой театра-фестиваль «Балтийский дом», в него же вернулась и в 2000 году. Кроме того, Наталья преподает театральное искусство, ставит с учениками спектакли, является активным участником заметных театральных событий в России и зарубежом. Актриса получила и второе высшее образование – переводчика. И, похоже, давно уже не рассчитывает на повторение своего «звёздного часа» в кино. Успех её дебюта оказался фантомом. Как, впрочем, и у многих «сказочных» актёров и актрис. Яркий пример – Наталья Седых, сыгравшая роль Настеньки из киносказки «Морозко». Она тоже так и не смогла вырваться из рамок амплуа, сыграв ряд однотипных ролей в экранизациях сказок. Другой пример – Вячеслав Воскресенский, сыгравший богатыря Финиста в картине «Финист – Ясный сокол».

Актёры, подарившие миллионам зрителей любимые герои, чьи лица узнают дети и взрослые нескольких поколений, оказались на обочине кинематографа, как только прошло время советских сказок. Триумф обернулся поражением, у многих – личной трагедией. Но Наталью Попову, к счастью, горькая участь миновала, она нашла в себе силы пережить разочарование в славе, и найти своё место на театральной сцене, не покидая, тем не менее и изменившего ей кинематографа.

Дополнительная информация