КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Star Wars: do it yourself

Искать

Star Wars: do it yourself

27.10.2012 08:45, Кино: статьи


Дмитрий
Бебенин

Принцип "do it yourself" и голливудские блокбастеры... Казалось бы, более далёких друг от друга вещей не существует в природе. Однако же это работает. Как? Расскажу-ка я вам об этом на примере легендарной космической оперы Star Wars...

Факт, не особенно известный в нашей части вселенной, но фильмов, действие которых разворачивается на просторах «далёкой-далёкой галактики», больше широко известных шести эпизодов. Речь – не о юмористических «капустниках» вроде «Space Balls» или «Thumb Wars», а о вполне полноценных экранизациях сюжетов многочисленных книг и комиксов, из которых, желай того дядюшка Лукас, мог бы запросто сложиться неплохой телесериал. Причём львиная доля этих постановок была осуществлена без прямого участия «LucasFilm».

Подобно программной среде Linux, «далёкая галактика» - система открытая. Все герои, планеты и корабли, придуманные одним автором книги или комикса, автоматически становятся коллективной интеллектуальной собственностью членов творческой общины «LucasFilm». Многие авторы книг и видеоигр, кстати говоря, подобно герою фильма «Rock Star», пришли в этот коллектив из фанатской среды. «Я помню не только, когда и где я впервые увидел этот фильм, но и когда и где я впервые увидел рекламу этого фильма. Если бы кто-то сказал мне, что я буду писать о событиях в той вселенной, я ответил бы, что он сошёл с ума», - рассказывает Майкл Стэкпол, в прошлом – простой поклонник сериала, пришедший под его влиянием в фантастику, приложивший руку к культовому сериалу Battletech, а впоследствии влившийся и в ряды аторов Star Wars как создатель популярной книжной серии и игровой среды «Rogue Squadron». Примерно такой же путь - от фанатского мода к "Battlefield" до полноценной командно-тактической игры, проделала и легендарная "Galactic Battleground".

Более-менее точные копии костюмов, скафандров, масок инопланетян и оружия продаются в Штатах в магазинах игрушек. Хотите, чтобы было совсем как в кино - заказывайте через сайт, и оно будет. Всё это неплохо стимулирует творческое развитие тусовки ролевых игр. Опять-таки, игравшийся в детстве с игрушечным лазерным мечом племянник актёра Дэниса Лоусона (Ведж Антиллес из классической трилогии) Эван МакГрегор, в конце концов сыграл в новых полнометражных сериях Star Wars молодого Оби-Вана Кеноби. А большая часть экранизаций «малых сюжетов» и вовсе создаётся при поддержке ролевиков-статистов студентами киноакадемий.

«LucasFilm», премирующим авторов наиболее удачных короткометражек в содружестве с "atomfilms.com" такое положение вещей, понятное дело, только на руку – реклама брэнда идёт, поклонники ликуют, новое поколение потенциальных коллег «набивает руку», а забот никаких – за исключением уже упомянутого выпуска атрибутики. Поэтому компания поддерживает подобные начинания, поощряя демонстрацию созданных без её активного участия фильмов на слётах любителей фантастики и по телевидению.

(Чёрт подери, сколько бы сэкономил Питер Джексон на съёмках «Властелина Колец», приняв помощь многомиллионной армии «толкинистов» хотя бы для массовки!)

TroopsНачало подобной практике было положено, когда некий Кевин Рубио, снимавший на видео фанатскую «игрушку по Татуину», смонтировал на основе отснятых материалов параллельный событиям 4 эпизода сюжет. Там, если помните, процесс поиска штурмовиками дроидов не показан – видны лишь деструктивные результаты их дознания. Ролевики же отыгрывали именно действия штурмовиков, в результате которых и была сожжена родная хата Люка Скайуокера. Стиль постановки можно описать, как «полицейские хроники Империи», и даже название фильма – «Troops», - ассоциируется с американской телепередачей «Сops», аналогом нашей «Дежурной Части». С этого десятиминутного ролика, снятого в 1998 году, всё и началось.

KnifghtsquestKnightquest (Banshee, 2000. - 40 мин.) – одна из самых лучших на сегодняшний день серий Star Wars из числа «нерегулярных». Впечатляющий метраж, неплохая работа актёров, костюмеров, постановщиков трюков, декораторов и специалистов по компьютерной графике. Хотя практически все актёры набраны из числа приверженцев ролевых игр, к работе над фильмом приложила своё участие и одна из компаний «империи Лукаса», знаменитая «ТНХ». В саундтреке звучит оригинальная музыка Джона Уильямса.

Сюжет фильма схож с одним из выпусков популярного в США комикса «Vader’s Quest». Действия разворачиваются незадолго до событий Эпизода 4. Дарт Вейдер, исполняя волю Императора Палпатина, продолжает искать рассеянных по всей Галактике рыцарей, оставшихся в живых после уничтожения Ордена Джедаев. Через зону скопления имперского флота с боем прорывается корабль «вольного торговца». Проследив его путь, Вейдер обнаруживает планету, на которой скрывается старый джедай Улик Кинн и двое его падаванов…

Здесь есть и космические сражения, и бои на лазерных мечах, и необходимый для соблюдения стиля комический момент (уходя от погони, капитанша «вольного торговца» разгерметизирует трюм, и вылетающие оттуда под напором воздуха контейнеры сбивают пару TIE-файтеров), и даже знаменитая фраза «I’ve got a bad feeling about this…».

Натянутые отношения между двумя падаванами Улика Кинна – юношей и девушкой, – хорошо объясняют бытовавший в старые времена запрет джедаям брать двух учеников одновременно. Кстати, тот факт, что девушка использует для фехтования лучевой шест с двумя лезвиями, вызвал в своё время массу споров в стенах Российского Фан-Клуба Star Wars. По мнению многих «правоверных» поклонников сериала, «ланварок» - оружие исключительно адептов Тёмной Стороны Силы. Следует заметить, что эти дискуссии с апелляциями к Дарту Молу и Экзару Куну происходили где-то за полгода до выхода в свет игры «Jedi Academy».

А ещё в фильме есть как минимум два новых, ранее известных лишь по комиксам, летательных аппарата (такие моменты всегда наиболее приятны) – «вольный торговец» YV-666, вариант известного по приключениям трандошана Босска «Hound’s Tooth», и «плащевидный истребитель» (см. книгу и комикс «Dark Empire») в модификации с мотиватором гипердрайва, на котором оставшаяся в живых после вейдеровых зачисток героиня покидает планету. А также дроид, как бы намекающий на стэкполовского М3. 

Broken AllegianceBroken Allegiance (Vidizen, 2001. – 20 мин.) - ещё один основанный на сюжетах «Vader’s Quest» фильм. Здесь, правда, немного подгуляла стыковка натуры с компьютерной графикой, да и вместо характерного для Star Wars гуманистического сюжета наличествует скорее залихватская авантюрная история в стиле «всех кинем, и скипим, как пар со щей, на тачке да при лавэ». Но, в общем, фильм тоже неплох. Интересно, что помимо традиционных тем Джона Уильямса съёмочная группа не поленилась сочинить и некоторое количество своих собственных мелодий, записанных нормальным оркестром.

Здесь действие разворачивается между событиями 4 и 5 эпизодов. В центре событий - двое молодых имперских гвардейцев из пестуемого Вейдером элитного отряда «Рука Императора». Из того же отряда «родом» и Мара Джейд, если кто забыл. Это опять-таки – парень и девушка (Райан и Калис), они не желают «играть роли по уготовленной им схеме». И сбегают на неуклюжем транспортном корабле – и не откуда-нибудь, а с Корусканта, прорываясь сквозь планетарный щит, уворачиваясь от залпов голановских орбитальных платформ и преодолевая насквозь по техническому тоннелю не много, не мало – орбитальную базу «разрушителей». Вырываются, задолго до Ландо Кальриссиана применив торпеду против генераторов луча захвата, из тенет самого «Экзекутора», и уходят в гиперпространство. Дарт Вейдер посылает за ними в погоню Корбайна Тора - злобного мужика в шрамах, одного из ветеранов Алой Гвардии, прикидывающегося до поры до времени наёмным охотником…

Здесь невероятно всё – и «трирогомордый» корабль гвардейца-охотника, словно бы позаимствованный им у ворлонцев из «Babylon 5», и то, с какой лёгкостью наши новоявленные Бонни и Клайд обводят вокруг пальца весь экипаж «Экзекутора» с Вейдером во главе. Эти натяжки, впрочем, не слишком страшны.

Что до космических сражений и лазерного фехтования, то с этим всё в полном порядке. Помимо традиционной лесной местности средней полосы, где снята «планетная» часть действия, в начале фильма показан, хотя и мельком, даже высокотехнологичный Корускант. Вот с комическими моментами плохо – за исключением той сцены, где Вейдер, разглядывая оставленную беглецами на посадочной площадке гору трупов преследователей, довольно произносит что-то из разряда «Моя школа…», шутить здесь не любят. Когда против оранжевого меча преследователя беглецы поднимают малиновый и алый клинки, становится окончательно ясно – это разборка между «плохими ребятами», и о честном поединке не стоит и мечтать. Программа последующего беспредела наряду с фехтованием включает уже полюбившееся многим по игре «Jedi Outcast» использование холодного и огнестрельного оружия, силовые толчки и цепные молнии, а также метание взрывающихся сюрикенов со встроенными исказителями пространства и банальный, хотя и крайне жестокий мордобой. Да, всё-таки компьютерные игры здорово ударили по гуманизму начинающих режиссёров. «Много воли дано вашей сестре при советской власти».

Самое интересное – у этого проекта могло быть и продолжение. Анонсы на сайте съёмочной группы обещали нам второй фильм, «Broken Allegiance II: Bloodlines» (очевидно, имелись в виду т.н. «Кровавые Полосы» - наградные лампасы на Кореллии).Часть действия должна была происходить на легендарной Нар-Шаддаа, среди персонажей фигурировали тви’лекки и фаллиены, а сюжет закручивался вокруг умирающего ребёнка Райана и Калис, похищения из имперской шарашки строго засекреченного военного специалиста и возвращения почти убитого в первой серии Корбайна Тора. Продолжение могло получиться гораздо интереснее начала, однако в настоящий момент этот проект заморожен.

RevelationsRevelations (Panic Struck, 2005. – 45 мин.) – самая на сегодняшний день масштабная и технологически продвинутая из SW-короткометражек. Интригует следующий факт: премьера её состоялась в тот же день, что и премьера Третьего Эпизода оригинального сериала, причём в некоторых кинотеатрах показ «Revenge Of The Sith» предварялся показом «Revelations». Примечательно, что многие сцены в «Revelations» поставлены в том же стиле, что и аналогичные моменты в E3, да и музыкальное оформление их имеет ряд общих мотивов. Оркестровка содержит массу намёков и отсылок ко всем ключевым темам саги, сохраняя при этом некоторую дистанцию от оригинала (в подобном стиле выдержана и звуковая дорожка компьютерной игры «Knights Of The Old Republic»).

В этом фильме мы впервые увидим планету Кореллию и её столицу Коронет, стычки между штурмовиками и корбезовцами, легендарную космическую станцию «Centerpoint», убезийских охотников и один из джедайских холокронов. Действие происходит между Е3 и Е4. В центре сюжета – борьба за обладание наследием Ордена Джедаев, в частности – спрятанной на отдалённой планете уникальной системой, позволяющей искать носителей Силы по всей Галактике…

Создатели фильма прекрасно поняли и смогли воспроизвести SW-атмосферу непрерывного действия на всех уровнях. В фильме нет статичных фонов: на заднем плане постоянно что-то происходит. Удались также космические сражения и дизайн кораблей. А вот кастинг подкачал. Нет, актёры тоже играют достойно – только вот типажи либо не слишком удачно подобраны, либо использованы не по назначению. Скажем, актёр, играющий одного из уцелевших джедаев, внешне похож скорее на барона Сунтира Фела – легендарного героя многих SW-комиксов. Исполнительница роли Сестры Жанны, офицера Алой Гвардии, весь фильм сохраняет на лице выражение надменности, наводящее на мысли о пекинесах, персидских кошках и паталогиях черепных костей. Ну, и Палпатин, конечно, сомнительный – хотя тут можно предположить, что состояние его физиономии – переходная форма между Е3 и Е6. В остальном же к фильму нет особых претензий.

RogueRogue (Crossfire, 199… - 20 мин.) – этот фильм, как указано на афише, сделан безо всякой помощи специалистов какого-либо подразделения «Lucacfilm». Что, в общем-то, и заметно по не слишком высокому техническому уровню его исполнения. Однако его сюжет – полноценная история из мира Star Wars, да и игра актёров – на уровне. К тому же здесь, как и в «Broken Allegiance» помимо музыкальных тем Джона Уильямса имеется несколько записанных специально для этого фильма произведений.

Герой этой ленты – отважный коммандер эскадрильи TIE-файтеров Динн, истинный алдераанец, который после вероломного уничтожения родной планеты срывается в «самоволку». Имперское командование не может допустить, чтобы слишком много знающий офицер присоединился к Альянсу. Совершив вынужденную посадку на отдалённой планете, Динн знакомится с ещё одной изгнанницей из числа недобитых джедаев и её юной дочерью. В этот момент на планету прибывает имперская поисковая бригада…

Основные сцены фильма традиционно сняты в изображающем инопланетный ландшафт лесу средней полосы. Немного светового меча и очень много эффектных пролётов TIE-файтеров и TIE-бомберов по экрану и мимо намеченных целей. Оказывается, достаточно лишь прокричать в трофейный комлинк «Abort mission!», чтобы грозные «лохи»-бомбардировщики убрались назад на орбиту. В начальной сцене мы видим беглого пилота в кабине TIE-файтера (согласно некоторым вариантам канона, негерметичной) без скафандра. Вылет же десантного челнока обставлен с какой-то нехарактерной для других фильмов помпой.

Вейдер в качестве «секретного бойца», кстати говоря, здесь не обнаружен. А вот на месте придуманного авторами фильма Динна вполне мог бы быть и уже известный по книгам и космосимуляторам Тикхо Селчу. Впрочем, авторы короткометражек почему-то почти не используют уже известных героев, предпочитая придумывать новых, и увеличивать и так немаленький пантеон персонажей игровой вселенной до совсем уж немыслимых размеров. И ведь ладно бы ни один из двойников Харрисона Форда в роли капитана Соло в подобных фильмах ещё не светился. Другие персонажи, известные в основном по книгам и видеоиграм, следовательно, не имеющие чёткой привязки к строго определённому облику, пока что почти не появлялись на «малом экране». Поскольку даже правовая система «LucasArts» ничего подобного не запрещает, да и не снимающие своих скафандров даже в бане Боба Фетт и Дарт Вейдер присутствуют здесь с энтузиазмом, всё, очевидно, упирается в проблемы с кастингом. Лично мне известна одна потрясающе эффектная рыжеволосая фехтовальщица, которая могла бы отлично сыграть в любой подобной постановке роль Мары Джейд, да вот беда – она даже фотографироваться не любит…

Есть, впрочем, одно исключение, но…

Dark RedemtionDark Redemption (TFN, 1999. – 25 мин) – полностью дело рук энтузиастов с «www.theforce.net». Увы, насколько хороша идея, настолько же печалит зрителей её воплощение. И "LucasArts" эту постановку, насколько мне известно, в отличие от прочих, не одобрили.

Сюжет фильма достаточно забавен. За пару дней до событий Эпизода 4 (та-ак…) на Кесселе сталкиваются лбами Боба Фетт, Хан Соло, Зав Сенеска и Мара Джейд. Первый вроде бы нанят имперцами, но особой лояльности к ним не демонстрирует. Второй ждёт возможности чесануть из порта с левым грузом (кстати, каноническим книгам этот сюжетный ход противоречит с энтузиазмом). Третий прилетел с бестолково спланированной разведмиссией, и по ходу дела влипает в те же неприятности, которые через упомянутые пару дней предстоят Хану на борту «Звезды Смерти». Четвёртая же якобы разжалована из Гвардии и сослана на поселение, а на деле выполняет личное поручение Его Императорского Величества. Хотя и успевает сыграть на руку Альянсу, передав полученные от Кайла Катарна (здрасте) планы «Звезды» на борт «случайно пролетавшего мимо» «Тантив-4» (что тоже слабо стыкуется с каноном). В общем, форменная фантасмагория, которая воспринималась бы совершенно нормально, если бы её удалось воплотить на должном уровне…

Но – увы. Фильм каждым кадром демонстрирует редкостное сочетание блеска с нищетой. Взлёты, посадки и перемещения космических кораблей – на должном уровне, но клиповый «хук» нахраписто вываливающегося из гиперпространства «Экзекутора» - это что-то с чем-то. К стереозвуку выстрелов и взрывов в открытом космосе мы уже привыкли, так тут ещё и синхронно с появлением корабля на все окрестности системы Кесселя раздаётся могучий выдох г-на ПЖ… пардон, Вейдера. Это я к тому, что ковыряющиеся в песке каторжники (странно, по книгам, они, вроде бы, добывают глиттерштим в пещерах…) здесь чертовски похожи на обитателей планеты Кин-Дза-Дза. Да ещё и при объявлении боевой тревоги в коридоре военной базы (с обязательной бездонной шахтой в командном центре) начинает вспыхивать совершенно эцилопская оранжевая мигалка. Эффектно, но жутко ненатурально Боба Фетт достаёт из упомянутой шахты сверзившегося туда повстанца-аккуалиша. Беготня в раскрашенных под текстуры из «Dark Forces» фанерных декорациях производит впечатление какого-то павильонного пейнтбола. Финальная песня «Dark Side»… я лучше промолчу. В общем, того же пошиба, что и «Troops», видеофиксация ролевой игры, только с голливудскими амбициями. А ведь могло получиться очень весело.

Но - не хочется заканчивать обзор на грустной ноте. Съёмки короткометражек, действие которых происходит в глубинах «далёкой галактики», продолжается. И не важно, что последний полнометражный фильм о судьбах "далекой галактики" вышел аж семь лет назад. Легенда по-прежнему жива, и есть смысл ждать новых сюрпризов.

Все упомянутые в обзоре (и кое-какие ещё) короткометражки можно увидеть на портале "theforce.net"

P.S. Благодарю за некоторые дополнения и уточнения к обзору камрада Евгения Можаева (Индиана Джонс Петроградский), чья коллекция литературы и коллекционных игрушек на тему Star Wars превышает мою в 100500 раз ;)

Дополнительная информация