КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Кое-что о монтаже как средстве пропаганды

Искать

Кое-что о монтаже как средстве пропаганды

17.06.2013 05:52, Кино: статьи


Андрей
Бессмертный-Анзимиров

Кое-кто выразил недовольство по поводу видеоклипа, в котором о. Дмитрий «Бородатый Жулик» Смирнов призывает к погромам врагов. Недовольство - потому что это монтаж вырванных из контекста фраз. А нам нужна правда, а не уподобление в пропаганде своим противникам.

Это благородная и хорошая позиция, и я её целиком одобряю. Как говаривал Ницше, «когда вы смотрите в бездну, не забывайте, что бездна смотрит на вас». С поправкой на то, что - не хочу говорить банальности, но скажу: представьте себе такой же монтаж вырванных из контекста слов Христа.

В наказание за банальность сам же себя и опровергну. Монтаж вырванных из контекста слов Христа возможен - именно это делают антисемиты, вырывая не только из текстуального, но и из историко-богословского контекста слова Христа с обличениями иудеев - чтобы доказать, что те, дескать, стали дьяволопоклонниками.

А теперь добавлю - но уже как человек, проработавший 16 лет в московском НИИ теории и истории кино (ныне - НИИ Киноискусства). Даже антисемиты, пусть и врут по сути, но ничего не нарушают, ибо МОНТАЖ ЕСТЬ АБСОЛЮТНО ЛЕГИТИМНЫЙ ПРИЁМ В ИСКУССТВЕ. Включая пропагандистское искусство или искусство пропаганды.

«Моя маленькая лениниана» Венедикта Ерофеева - из той же корзинки. Можно точно так же создать том цитат из Ленина, вырвав их из контекста - и со всеми ими нельзя будет не согласиться, столь тонкими и точными они окажутся. В литературе 20 века мастерами монтажа были Василий Розанов и Джон Дос Пассос. В постмодернизме литературный монтаж - частый и нередко очень плодотворный приём.

В любой пропаганде монтаж и оправдан и необходим. В кино особенно. Агитационное кино, созданное Медведкиным в годы Гражданской войны, гениально.

medvedkinЭсфирь Шуб создавала свою документалистику почти исключительно на монтаже старой дореволюционной кинохроники. А Эсфирь Шуб - классик. Характерно, что её впоследствии погибший в ГУЛАГе гениальный муж Алексей Ган был ведущим теоретиком конструктивизма в России и дружил с Родченко.

При этом агитация и пропаганда с помощью киномонтажа эстетически неподсудна. Вы можете оценивать содержание, даже если оно вырвано из контекста, но форма ни в чём не виновата.

Так что не будем перегибать палки.

 

Иллюстрации предоставлены автором

Дополнительная информация