КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Советская кинофантастика и её самоуничтожение

Искать

Советская кинофантастика и её самоуничтожение

14.04.2014 09:13, Кино: статьи


Дмитрий
Бебенин

Пересмотрев по случаю свежим взглядом некоторые из советских кинофильмов в жанре научной фантастики, памятных по детским походам в кинотеатры, я был крайне неприятно удивлён. Нам всегда внушали, что западная фантастика (в том числе и кинофантастика) антинаучна, развлекательна и отфонарна, а наша - строго научна и (да!) духовна. На деле же оказалось, что в какой-то момент истории жанра ситуация перевернулась с ног на голову. На заре кинематографа отечественная кинофантастика действительно гордо рассекала звёздные просторы "впереди планеты всей"...

Легендарный "Космический рейс" (1935) В. Журавлёва, А. Филимонова и К. Циолковского впечатляет и по сей день. Чёрно-белый и немой, он тем не менее весьма убедителен в панорамах наукограда будущего (по задумке создателей фильма первый рейс на Луну можно было бы осуществить уже к 1946 году). А взлетающие с разгонных эстакад огромные ракетопланы-взрыволёты демонстрируют зрителю тот уровень научно-технической мощи, что не достигнут обленившимся человечеством и по сей день.

Не следует, разумеется, забывать и о таком невероятном популяризаторе космонавтики средствами кинематографа, как Павел Клушанцев (1910-1999). Его программное заявление "Дорога к звёздам" (1957), начинаясь, как типичный советский научно-популярный фильм, где-то со второй половины способен порвать современному зрителю все возможные шаблоны. Дело в том, что съёмка фильма началась задолго до запуска первого спутника Земли, а на экраны он вышел сразу после этого знаменательного события. Поэтому сейчас мы видим в этом фильме ни много ни мало, а АЛЬТЕРНАТИВНУЮ историю развития космонавтики.

Согласно фильму, первый же полёт в космос осуществляется кораблём многоразового использования (включая разгонные ступени!). Первая же взятая им орбита - высокоэллиптическая, с апогеем более тысячи километров. Первый осуществлённый в том же полёте выход в открытый космос - в цельнометаллическом скафандре из гибких сочленений (остающегося лишь перспективной разработкой и сейчас). Наконец, первая же посадка - планирование при помощи крыльев и приводнение на выдвижные поплавки. А дальше по сюжету прямо на орбите начинается строительство долговременной орбитальной станции с небольшой город величиной. И заканчивается фильм посадкой на Луну специального "лунного" корабля, который, судя по его виду, сделан настолько капитально, что может сделать между вышепоказанной орбитальной станцией и нашим естественным спутником ещё добрую сотню рейсов.

В загнивающей педивикии написано, что "с точки зрения технической мысли фильм устарел, потому что показанные в нём технические аспекты не подтвердились временем". Лично я, правда, склонен полагать, что в фильме Клушанцва-то, как раз всё по-хардкору, а вот в реальной истории космонавтики, как говорится, "что-то пошло не так".

Ещё более лютым оказался фильм того же Павла Клушанцева "Планета бурь", вышедший на экраны в 1962 году. Ко всему прочему, это один из тех редких случаев, когда не действует правило "книга - лучше": лежащую в основе фильма одноимённую повесть А. Казанцева сейчас вряд ли возможно воспринимать всерьёз. Между тем, переосмысленнные режиссёром лавовые поля и кипящие океаны Венеры, бесстрашно скользящий над ними земной ховер и сходящий с ума в этом жарком аду привезённый с Земли огромный человекоподобный робот, будоражат воображение зрителей до сих пор.

Кстати, тему этого самого робота и его создателя, инженера Аллана Керна, как ни странно, Клушанцев раскрыл красивее, нежели Казанцев. Причём меньшими средствами. Согласно книге, в роботе Керн воплотил всё то, что не успел сделать его покойный брат-изобретатель. В фильме эти подробности опущены. Однако именно в постановке Клушанцева мы видим трагедию Керна, для которого гибель робота - это по сути гибель единственного друга. И на дурацкую, если вдуматься, подколку командира: "Ну, так какие люди нужны в космосе - живые или железные?" - инженер твёрдо отвечает: "И те, и другие".

Это были действительно ломовые фильмы. Однако уже во времена моего детства их было не так-то просто увидеть. Телевидение про них вспоминало нечасто ("Космический рейс" я, к примеру, почти случайно увидел где-то около полуночи в приложении к программе "Очевидное-Невероятное"), из кинотеатров к началу 80-х эти ленты ушли, а домашнее видео в ту пору ещё было, во-первых, роскошью на грани той же фантастики, а во-вторых, использовалось для совершенно иных целей, будь то просмотр запрещённых по идеологическим причинам картин, или просто порнухи - что, правда, нередко одно и то же.

Зато именно в начале 80-х кинотеатры оказались завалены как бы научно-фантастическим кино, которое сейчас производит впечатление трэша, угара и содомии ещё более маразматических, чем приснопамятный "Plan 9 from outer space". Как справедливо заметил в одном из своих эссе небезызвестный Авраам Болеслав Покой, герои фантастических фильмов тех лет "...переехали в прибалтийские пансионаты с террасами, и поголовно завели личный транспорт...".

Вот, например, "Петля Ориона" (1980). Помню, ещё в детстве, при просмотре фильма в кинотеатре, меня неприятно покоробила примитивность космических планов и то, как ненатурально изображена Земля при виде из космоса. К тому времени красивую цветную съёмку вращающегося земного шара с борта "Зонда-7" уже пихали в любую кинозарисовку, а тут вдруг раскрашенный бильярдный шар. 

Сейчас же мелькающие в кадре телевизоры с кинескопами, обширные каюты космонавтов с книгами и бронзовыми астролябиями, многочисленные сюжетные натяжки и смехотворно-архитипичные, почти по Юнгу, образы представителей сверхразума - Старец, Мать и Прекрасная Юная Дева - воспринимаются в лучшем случае как наивное искусство. Возможно, актёрам и съёмочной группе было прикольно оттянуться на Чёрном море, потусоваться в Крымской обсерватории, а заодно и сняться в фильме, где звёзды просвечивают через модельку звездолёта, а в случае нервно-психического шока героев глючит картинами генерала Алексея Архипыча Леонова. 

А возможно, кому-то просто было выгодно такое разбазаривание советских кинематографических средств в олимпийский год.

Впрочем, если "Петля..." - это просто извод лёгкого маразма эпохи застоя, то уже "Звёздный инспектор" (1980) - трэш на грани откровенного вредительства, если не государственной измены. Честно говоря, меня удивляет, как в принципе могли подобное снимать в советскую эпоху. Любой американский кинокомикс тех лет в сотни раз научней, и сюжет его содержит куда меньше натяжек. 

Игра актёров здесь откровенно никакая, закадровый голос неубедителен, модельки кораблей словно бы взяты с выставки работ юных техников, дизайн костюмов смехотворен, комбинированные съёмки - трёхкопеечные и неубедительные даже не по тем временам, а с точки зрения создателей "Космического рейса" и "Планеты бурь". В конце концов в том же 1980 году появился и превосходный (судя по всему, последний мало-мальски пристойный SF-фильм в СССР) "Через тернии к звёздам". 

Финал картины так вообще собрал все самые тошнотворные клише эпохи агонизирующего совка - мчащиеся кони, выжившие герои средь русских полей в благонамеренных пиджачках, и всё это - под звуки уродливейшего "советского диско" в исполнении каких-то третьесортных ресторанных лабухов.

Потом на "Мосфильме" слепили совершеннейшее УГ из первоклассного романа Сергея Павлова "Лунная Радуга" (1983). Год спустя жанр основательно подкосили бредовые "Семь Стихий" (1984), над приморским гламуром которых даже в год выхода потешались и "Советский экран", и "Литературная газета". Чёрт возьми, для создания "футуристического" антуража в съёмках был задействован handmade-автомобиль "Панголин" самодельщика Александра Кулыгина, который к тому моменту не видел благодаря передаче "Это вы можете" только слепой или ленивый. Потом создатель / могильщик "Лунной Радуги" Андрей Ермаш замахнулся на "Конец Вечности" (1987) Айзека нашего Азимова, сделав из него совсем уже не пойми что с рядами лампочек накаливания - и жанр, словно бы по заказу, испустил дух строго к началу перестройки. 

Все перечисленные фильмы, снятые в 1980 году и позже (кроме, разве что, "Через тернии..."), настоятельно рекомендуются к просмотру для избавления от иллюзий о "великой эпохе советской кинофантастики". Такие картины, пожалуй, могли снимать лишь для ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО подрыва доверия к этому жанру в глазах обывателя. А участие в этом идеологическим лохотроне было, похоже, неплохой возможностью припасть к госкормушке.

С тех пор жанр фантастики в отечественном кинематографе сделал несколько смешных, жалких и безуспешных попыток выйти хотя бы на уровень кинокомикса. Но это уже совершенно другая история. 

Дополнительная информация