КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Антиклерикальное документальное кино: do it yourself

Искать

Антиклерикальное документальное кино: do it yourself

29.04.2014 08:49, Кино: статьи


Дмитрий
Бебенин

Однажды я присутствовал на концерте, где на разогреве у героя вечера подвизались (за взятку, как я потом выяснил) некие выскочки. Публике они откровенно не нравились - вплоть до того, что швыряемые ими в зал майки с символикой их команды публика закидывала обратно на сцену, причём нераспакованными. Чем-то мне эта история напоминает современную ситуацию, когда власти, с энергией, достойной лучшего применения, пропагандируют населению православные ценности - а некоторые слои населения начинают этой пропаганде активно сопротивляться.

Мы знаем, что толпа глуха, а власть рекламы над обывателем почти абсолютна. Однако оцените ситуацию, при которой на налоги жителей страны усиленно раздувается мыльный пузырь православного христианства - а у жителей при этом ещё находятся кое-какие средства, дабы скинуться всем миром на антицерковную пропаганду. У вас пьют кровь. Что вы предпочитаете - закидываться гематогеном в надежде, что отстанут, или обратить против кровопийцы осиновый кол?

В феврале 2014 года некий Руслан Усачёв, видеоблоггер чуть более основательного формата, нежели "This Is Хорошо" и "+100500", поместил на "YouTube" 13-минутный ролик "Оскорбление чувств верующих: Алчность", содержащий сатирическую критику деятельности РПЦ. Лично мне это произведение активно не понравилось, ибо лучше иметь умного врага, нежели глупого друга. В ролике было слишком много саркастичной болтовни на грани петросянства, дурацких переодеваний в попов и дядюшку Джо. И совсем уж сомнительно выглядел логотип в виде перевёрнутого креста.

По здравому размышлению антицерковное комьюнити было бы вправе расценивать весь этот балаган как серьёзную подставу. Теперь у "православных активистов" появлялся хороший повод заявить, что все противники церкви - сатанисты, да ещё и неучи, ибо неправильно употребляют словосочетание "каста неприкасаемых". Удар в полемике никто из этих ребят держать не умеет - зато тактикой наброса говна на вентилятор при большом скоплении обывателей они владеют в совершенстве. По моему мнению, не следовало бы предоставлять им и самой такой возможности.

И совсем уж ни в какие ворота не лезло, что эта 13-минутная клоунада с эпилептической камерой была снята на пожертвования. По моему убеждению, раз уж за тебя голосуют рублём - надо подходить к делу с чуть большей ответственностью. http://best-idea.biz/ландшафт/деревенский-стиль-в-ландшафтном-диза-2/ А то тебя примут за точно такого же циничного пильщика бюджетов, как и порицаемые тобой исполнители симфонии про духовные скрепы. Просто потому, что согласно моему практическому опыту, сделать технически куда более качественную работу в наше время можно вообще без привлечения посторонних финансовых сумм.

Однако не всё так плохо. Судя по продолжившим серию "Оскорбление чувств верующих" роликам "Эволюция" и "Библия", Усачёв оказался парнем, реально способным учиться на ошибках. В этих выпусках существенно сократился процент клоунады с переодеваниями, камера перестала заигрывать с аудиториией Хип-Хоп-TV, а на место петросянства пришёл хороший зрелый сарказм. И всё сразу же встало на свои места. Верный тон для повествования найден, и высказываемые автором мысли бьют точно в цель, не увязая, как это было раньше, в смехуёчках. Похоже, Усачёв врубился, что здесь нужна сатира более высокого урованя. С нетерпением жду четвёртого эпизода.

Несколько иной подход исповедуют создатели публицистического фильма "Православие в законе". Это полноценное исследование продолжительностью более полутора часов - компетентно снятое, смонтированное и озвученное. Неоднократно по ходу действия происходяему на экране даются развёрнутые коментарии юристов - с точки зрения современного российского законодательства, разумеется. Это вообще, очень важный момент - поймать мошенника за руку, играя по его правилам и на его территории. Сей фильм, кстати, тоже снимался на частные пожертвования - но здесь создатели сразу распорядились средствами сочувствующих чуть более ответственно.

Особую ценность в фильме имеют факты, вовсе оставленные без комментариев. Так, на отметке 12:35 мы слышим следующее: "Для меня Святая Русь тогда восстанет, когда у нас будет русская православная церковь во главе, когда эти вражины закончат свою жизнь на Красной площади с пулей в голове...". Произносится реальным пацаном в чёрном беретике с чисто такой блатной оттяжечкой. В микрофон. У стен Троице-Сергиевой лавры. Чуть раньше по хронометражу у стен этой самой лавры некие "пииты" под охраной казачья читают стишки ультранационалистического содержания. На клевету всё это, как вы понимаете, не списать. 

Разумеется, несколько моих верующих друзей уже сообщили мне, что вся эта братия не имеет к церкви ни малейшего отношения, и представляет собой маргиналов-отщепенцев. Похвально, чуваки, но хотелось бы услышать то же самое непосредственно из уст духовенства. Каковое духовенство, кстати, не ленится прогонять из-под монастырских стен куда более безобидные сборища. Однако ни один священник доселе не сказал: нет, это не наши, это маргиналы и отщепенцы, и мы их осуждаем. Нет. Священники не осуждают этих маргиналов. Некоторые даже маршируют и зигуют вместе с ними. Не обманывайте себя: эти "маргиналы" действуют с прямого благословения ваших духовных лидеров. И их зига из-под хоругви имеет к вашим нательным крестикам самое прямое отношение.

Поражающая сила фильма, однако, существенно снижается, когда на экране появляется иная "говорящая голова" - какой-нибудь очередной замученный жизнью гуманитарий в шерстяной тужурке на молнии. Он, конечно, сам вообще-то глубоко верующий человек, но вот нынешнее положение дел его пугает, старшая дочь спрашивает "папа, зачем ты меня крестил?", и вообще, что-то явно пошло не так. Это - позиция откровенно слабая и идеалистическая. Мол, я и сам хотел бы быть в этом чистом и святом деле, только конкретно сейчас оно из-за происков одних и попустительства других не очень чистое и не слишком святое, и моя гражданская совесть не даёт покоя.

Это не работает. Никогда и никакая религия не была делом чистым и святым. А всегда была лишь инструментом, призванным обосновать порабощение, ограбление и уничтожение человека человеком. И по мере развития общества этот инструмент тупо "ломался", постепенно приспосабливаясь к текущему положению вещей. Собственно, именно такими "изломами" и образованы "ступеньки", именуемые "православие", "католицизм" и "протестантизм". Справедливости ради следует отметить, что один из историков в фильме такое признание всё же делает - но настолько многословно, что в процессе можно элементарно потерять нить. Усачёв при всём своём сарказме выражает её в эпизоде "Эволюция" более определённо.

Кстати: на будущее, а то довольно часто приходится на эту тему полемизировать. На мой взгляд, это большая ошибка - полагать, что некое явление не так уж и плохо, если в нём есть и приличные люди. Тут, скорее, следует ставить вопрос так: надо же, с таким балластом, а всё равно делают большое и хорошее дело. Да, среди верующих могут оказаться первоклассный переводчик, самоотверженный врач скорой помощи или даже энтузиаст центров по реабилитации бездомных. Полагаю, однако, что и без крестика на шее эти достойные люди точно так же делали бы всё того, что делают сейчас. А вот пацаны в чёрных беретах едва ли осмелились бы озвучивать в микрофон свои больные фантазии о пулях в чужой голове, не будь на то поповского благословения.

Да, и честно говоря, если всем, что в тебе есть хорошего, ты обязан лишь какой-то довлеющей над тобой доктрине - это говорит не в твою пользу.

Традиции подобного документального кино в нашей стране были частично утрачены, частично опошлены в поздне-советский период. Долгое время разум спал, убаюканный сказками о духовности и просветлении. Теперь наступает пробуждение - долгое и мучительное, как наутро после обильного возлияния. Настало время наконец содрать с окон паутину, вымести пол и вывести тараканов.

P.S. Позиция автора материала не обязательно совпадает с позицией других авторов портала "К-Банда" по рассматриваемому вопросу.

В оформлении материала использован советский антицерковный агитплакат 20-х гг. ХХ в.

Дополнительная информация