КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Наследие Хичкока. Саспиенс.

Искать

Наследие Хичкока. Саспиенс.

24.08.2014 16:52, Кино: статьи


Яна
Агафонова

Принято считать, что кинематограф обязан своим рождением братьям Люмьер, а своим современным видом Жоржу Мельесу и Сергею Эйзенштейну с другими советскими исследователями. Современное же телевидение в свой пантеон может смело включить еще одну значимую фигуру кинематографа, к чьему наследию оно осознанно или бессознательно регулярно прибегает. Этот человек Альфред Хичкок - британский режиссер и известный драматург, наиболее известный своим методом саспиенса.

Британский  писатель и журналист Йен Хейден Смит, представляющий в этом году британский институт кино на фестивале "Хичкок. 9 неизвестных" определяет данное понятие следующим образом:

Саспиенс внутри повествования это способ создания ощущения трепетного ужаса. Это конструирование страха. Саспиенс должен удивлять и вызывать немедленную реакцию на  что-то неожиданное, например, звук шума или что-нибудь шокирующее. Ключевое понятие в постепенном и неторопливом образовании этого трепетного ужаса. С именем Хичкока саспиенс так тесно связывает то, что он был мастером в этом деле и находил много оригинальных способов применения данного метода.Он экспериментировал и искал новые возможности вызывать в зрителе страх или желание. А эти эмоции есть сердце кино.

Современные режиссеры кино и телевидения регулярно обращаются к наследию ключевых фигур кинематографа. Фильм Романа Полански "Ребенок Розмари" был переснят для канала NBC в формате мини-сериала, а культовый фильм Хичкока "Психо" обрел сиквел в виде сериала "Отель Бейтсов". По этому поводу Йен Смит говорит следующее:

- Лично мне интересны больше оригинальные сюжеты и идеи. Хичкок никогда бы не стал снимать сиквелы.

Захватить и не отпускать внимание зрителя это то, к чему всегда стремиться автор фильма. А в условиях современной конкуренции это одна из главных задач телевидения в целом.

Метод саспиенса в данном случае это некий механизм безотказной карусели.

В современном телевидении мы видим больше хороших примеров саспиенса, нежели в кино - считает Йен Смит, - на телевидении сценаристы лучше. Между удивлением, как таковым, и ощущением страха есть принципиальна разница. Трепетный страх имеет более продолжительный эффект и зритель дольше резонирует.

Одним из классических примеров саспиенса на телевидении по праву считается американский сериал "Двойное острие" ( "Twin Peaks" ) Девида Линча транслируемый на канале АВС в 1990-1991 гг. В главных ролях снялись любимец режиссера Кайл Маклахлен, Шерил Ли,Майкл Онткин и Шерелин Фенн.

Сериал рассказывает историю танственного убийства школьницы Лауры Палмер (Laura Palmer), в русифицированном варианте известной как Лора Палмер, в городке Твин Пикс. Каждый житель этого города имеет свои скелеты в шкафу, которые начинают настойчиво вывалиться из этих самых шкафов после убийства местной красотки. Расследование ведет агент Дейл Купер, который в многих случаях полагается на свою удивительную интуицию.

Появившись на экранах сериал приобрел большую популярность не только на родине. Вопрос "Кто убил Лауру Палмер?" превратился в вопрос риторический и также часто цитируемый  как "Быть или не быть?".  Именно этот вопрос был задан режиссеру студентами ВГИКа при его посещении Москвы в рамках презентации выставки The Air Is On Fire в 2009 году. Ответ последовал не менее риторический: "Вы прекрасно знаете, кто убил Лауру Палмер". И в этом заключается хитрость и особый почерк Девида Линча, ибо ни в самом сериале, ни в последующем сиквеле "Твин Пикс: иди со мной по углям" (Twin Peaks: fire walk with me) нет прямого и однозначного ответа о личности убийцы, но есть богатая почва для различных предположений и гипотез.

Основным увлекающим элементов этого готично исполненного сериала является отсутствие грани между событиями фактическими и явлениями иррационального. На экране одновременно происходит расследование со сбором улик и прочими типичными процедурами и отражение происходящего в снах и бессознательных состояниях персонажей. В итоге развитие их личностей происходит внутри очень сложной амбивалентной драмы. Логика жителей и всего города в целом абсолютная загадка для зрителя. Твин Пикс, наверное, единственный город, где в качестве показаний свидетелей принимаются их видения и сны. Практически каждая реакция персонажей впечатляет или интригует, но всегда в меньшей степени понятна зрителю при соотнесении с типичной моделью сознания.

- Этот сериал был чем-то однозначно новым для телевидения того времени- комментирует Йен Смит, - его задумка была оригинальной, а исполнение шокирующим. Но Девид Линч так и не смог показать всего в этом сериале, поэтому он создал сиквел, сценарий которого был бы невозможен на телевидении. Он был бы слишком экстремальным для того времени.

Еще один сериал, увлекший зрителей прочно и надолго, а также имевший большой успех это еще один пример мастерства американских сценаристов - "Остаться в живых"  (Lost). Сериал создан Джеффри Либером, Джеффри Якобом Абрамсом и Дамиеном Лиделофом и показан на канале АВС в 2004 -2010 гг. Сериал снимался на гавайских островах, а бюджет первого сезона был около 11 милионов долларов. В главных ролях снялись Мэтью Фокс, Навин Эндрюс, Евангелина Лилли и Юнджин Ким.

Эта история о крушении самолета над Тихим Океаном, в результате которого часть пассажиров оказывается отрезанными от мира на тропическом острове. Герои вынуждены бороться за выживание не только с дикой природой, но и с таинственными обитателями острова, которые ведут себя агрессивно по отношению к пришельцам.

Интригу на экране снова держат тайны личные и общественные. Помимо загадочных обстоятельств самой катастрофы, а также отсутствия спасателей, каждый из персонажей является отдельной драматической повествовательной линией. И все это на фоне мистических событий внутри самого острова. Авторы использовали все возможные ресурсы и не оставили ни миллиметра незадействованного экранного пространства. Из серии в серию и из сезона в сезон они постоянно образовывают и развивают все новые нарративные вектора, которые нередко приводят зрителя в тупик. Но не успевает он пережить удивление, как история закручивается в абсолютно противоположную сторону, увлекая еще больше. Внешние и внутренние конфликты всегда образуют пару через схожее событие и зрителю всегда предлагается намек на некую связь между обязательно темным прошлым героя и событиями на острове. Сюжетная информация постоянно изменятся или вовсе обнуляется. Это вызывает мощный резонанс у зрителя, который уже серий 10 ждет развязки одной из внутренних история сериала, а в итоге вынужден все собирать с нуля.

В любом виде искусства саспиенс работает одинаково, - поясняет Йен Смит, - набор инструментов всегда один и тот же. В кино и телевидении это организация кадров и монтаж в целом. Действие проигрывается и  у него есть точка. Но также есть и запятая, которая может чуть увеличить нагнетание и общую атмосферу саспиенса. Хичкок организовывал свои монтажные фразы так, чтобы они вовлекали ощущение времени.  Например, в одном из его фильмов есть сцена с бомбой, спрятанной под столом в кафе. И зритель точно знает, в котором часу она должна взорваться. И если бы в этой сцене не было часов на стене, то саспиенс бы не удался. Бомба бы просто взорвалась и это было бы неожиданно для зрителя. Но монтаж с кадрами часов создает напряжение, в котором зритель пребывает до самого взрыва.

Имеет смысл рассмотреть и еще один сериал в контексте саспиенса Хичкока. Американский сериал "Настоящий детектив" (True detective), транслируемый на канале НВО в настоящее время и созданный Ником Пиццолатто также выделяется Йеном Смитом. В гланых ролях снялись Мэтью Маконахи и Вуди Харрельсон.

Сериал повествует об истории отношений двух детективов, расследующих странное, предположительно, некое ритуальное убийство женщины, которое вовлекает их в другие нераскрытые дела. Одновременно зритель видит расследование двух других детективов, которые беседует с главными героями спустя 15 лет. Их интересует убийство с очень похожим почерком, произошедшее совсем недавно.

Действие сериала разворачивается неторопливо, нединамично и на первый взгляд ничего особенного и не происходит. Какие-то частично личные, частично профессиональные диалоги, немного откровений, процедура расследования и все это в формате флэшбеков 15-летней давности. Непринужденно рассказанная, без особой, казалось бы мистики и атрибутов боевика (как в случае "Остаться в живых") история завладевает вниманием благодаря своей суггестивности и ощущению скрытой тревоги. Нагнетание подкрадывается незаметно. "Я не сплю, только грежу" - говорит один из главных героев детектив Коул, задавая сериалу тему пограничного состояния. Его личность интригует своей загадочностью и закрытостью. Но настоящая интрига в том, что личность его напарника детектива Харт, будучи, абсолютной противоположностью Коула, на самом деле, в меньшей мере ясен и понятен зрителю. Логика Коула, который себе на уме, зрителю, как раз, ближе, так как цель обоих разгадать загадку. А вот что в этой истории делает Харт еще нужно разобраться.

И по мнению Йена Смита секрет успеха данного сериала кроется именно в этих нюансах:

- Главный интерес тут в личностях персонажей. Режиссер уводит вас в путешествие, которое создает именно персонажи. Мастерство заключается в том, чтобы создать таких героев, которых интересно узнавать, следуя за ними. В этом случае уже неважно конечная точка вашего путешествия. Если есть просто интересная история, то это трогает в меньшей степени, чем когда она состоит из эмоций и переживаний. Объем в сюжете создается благодаря персонализации. Режисер должен выдержать баланс между хорошим сценарием и интересными персонажами. Ведь именно их эмоции основа саспиенса. Это очень важно, чтобы зритель мог одновременно сопереживать персонажу и оценивать его действия.

Собственно, применение саспиенса не ограничивается рамками жанра или сюжета. Нагнетание везде может усилить эффект повествования при условии органичного исполнения.

- Фильм всегда состоит из нескольких элементов и может быть даже смесью жанров. А саспиенс одинаково хорош и в спагетти вестернах и в мелодраммах, заключает Йен Смит.

Фото: kino-teatr.ru

Дополнительная информация