КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Star Wars: галактика "конца истории"

Искать

Star Wars: галактика "конца истории"

21.04.2015 13:16, Кино: статьи


Дмитрий
Бебенин

Есть в мире события, на которые безумно трудно повлиять. Как бы не вскипали мозги от вопиющей нелепости происходящего. В теории мы все готовы сказать решительное "нет!" нелепой войне между сами-знаете-кем-и-кем, развязанную царьками эпохи пост-империализма в целях сокрытия своей преступной бездарности. А на деле каждый давно выбрал в этом конфликте "свою" сторону. Иногда даже прекрасно понимая, что моральные уроды во главе обеих армий давно уже играют в поддавки согласно ранее принятой договорённости о взаимном обогащении.

Но что там войны в реальном мире! Ещё недавно миллионная армия любителей кинофантастики ужасалась трём событиям, рвавшим их представления о прекрасном в клочья. Во-первых, благородная киностудия Lucasfilm (о, ужас!) объявила о слиянии с богомерзким Walt Disney. Во-вторых, было объявлено, что съёмка полнометражных картин на тему Star Wars будет продолжена (чёрт, нам же в 2005 году обещали, что это была последняя серия!). И в третьих, что бы уж окончательно всех добить, сопродюсером легендарного Джорджа Лукаса в новом проекте стал "человек-танк" Джей Джей Абрамс (ненависть-ненависть-ненависть!). Тот самый Абрамс, который уже сварганил два фильма на тему Star Trek, низведя эту легенду американской сериальной фантастики до уровня пускай и окупающегося в прокате, но всё же заурядного одноразового боевика.

Оглашение этих ужасных новостей было для многих крушением последних осколков веры в вечные ценности. Но сейчас поклонники Star Wars уже взахлёб обсуждают на своих форумах два новых рекламных ролика седьмого эпизода, премьера которого назначена на декабрь. И радуются возвращению в сериал Харрисона Форда в роли капитана Соло. Тот самый случай, когда при столкновении с неизбежным осталось расслабиться и получить удовольствие.

Мне, однако, представляется, что Абрамс "Войны" не испортит. Потому что с позиций дня сегодняшнего портить там уже нечего. Это не Star Trek, сюжеты многих классических серий которого в Америке конца 60-х балансировали на грани "красной угрозы". Это давным давно уже либо просто ни к чему не обязывающее развлечение для великовозрастных шалунов, либо вселенная не менее идеологически дружественная к офисным хомячкам, чем эти ваши "Дозоры".

В любых произведениях, - серьёзных, развлекательных, каких угодно, - интересно в первую очередь, когда кто-то к чему-то в финале пришёл, чего-то добился, как-то эволюционировал. И Star Wars, когда я с ними в 1987 году познакомился, именно этим и нравились. Ибо в сериях 4-5-6 была подобная эволюция. Революционеры, долой Империю, все дела. А эти полёты, лазеры, джедайская эзотерика и шутки про "ходячий половичок" уже имели (для меня, во всяком случае) второстепенное значение.

Потом, по мере разрастания массива приквелов, мультсериалов, романов, видео-игр и комиксов, я понял, что все их сюжеты как бы нивелируют ценность  упомянутых серий. Ибо слово Wars оказывается везде ключевым. И в конечном итоге во всех этих книгах, мультсериалах и видеоиграх просто все со всеми воюют - по каким-то высосанным из пальца поводам, с очень условным разделением на хороших и плохих ребят, и без ярко выраженной конечной цели. Главное - сделать зрителю красиво.

По сути получился диетический аналог гладиаторских боёв в Римской империи. Чё-та не шибко прикольное развлечение. Особенно, когда вспомнишь, чем Рим кончил. Он ведь не столько пал под натиском варваров, сколько варвары пришли на падаль.

И если вдуматься, то философия т.н. "вселенной Star Wars" за пределами самых первых снятых фильмов - это та самая философия "конца истории", на которую до сих пор до кровавых мозолей фапают отдельные либералы. С одним и тем же на протяжении веков и тысячелетий технологическим укладом и социальным строем. Которые, правда, периодически содрогаются под ударами отдельно взятых негодяев, но рано или поздно возвращаются в состояние равновесия. А на процветающие как при демократии, так и при диктатуре "мелочи" вроде работорговли, заказных убийств и политических интриг всем поххх, ибо такова уж человеческая природа.

Как нам давно уже известно, философия "конца истории" не выдерживает не только критики с позиций исторического материализма, но и первого же прочтения её приверженцем романа В. Пелевина "Snuff". Но во вселенной Star Wars философия эта процветает с энтузиазмом - как и звуки взрывов в открытом космосе. Не ради реализма, а для красоты. Только вот действительно ли это красиво?

Перенесёмся теперь из светозарного астрала голливудских киностудий в те клубы и кафе, где собираются поклонники сериала. Некоторым из которых тоже есть, что рассказать о любимой игровой вселенной. Причём в таких тонах, что, как и в случае с Абрамсом, мы сперва реагируем на это, как Люк на протянутую руку Дарта Вейдера - криком "Не-е-ет!" и желанием пасть в бездонную шахту. А потом понимаем, шо таки поздняк метаться, ибо джинн выпущен из бутылки.

Фанфики на тему любимых произведений - не редкость. Эти наши интернеты от них ломятся настолько, что никто уже давно никого не читают, все только пишут. Как сказал кто-то из таких сочинителей: "фанфики бывают мои и неправильные". Но вот фанфик, автор которого имел достаточно сил и нахальства издать своё произведение под глянцевой обложкой, похожей на фирменную - это уже достойно как минимум внимания.

Речь пойдёт о нашем соотечественнике, покусившемся на мировой брэнд. Москвич Вячеслав Прохоров-Смоленский, известный среди фанов Star Wars под ником Траун, - в честь харизматичного гросс-адмирала из романов фантаста Тимоти Зана, - замахнулся на освещение собственными силами событий, возможно, имевших место быть между 3 и 4 эпизодами киноэпопеи. Выпустив собственными силами привлекательно оформленный трёхтомник "В имперском строю" общим объёмом страниц эдак в полторы тысячи. Хотите ознакомиться - ищите автора в соцсетях.

Прочтение первой книги "Время иллюзий" оставляет смешанные чувства. Тропинка сюжетной линии порой едва прослеживается в буйных зарослях локаций и персонажей,  корректура местами прихрамывает, а читатель, чьё знакомство со Star Wars ограничивается лишь шестью полнометражными фильмами, поймёт едва ли десятую часть расскиданных по роману намёков на различные обстоятельства. Персонажи, цивилизации, звездолёты и планеты из фильмов, книг, комиксов и компьютерных игр, присутствуют здесь в зашкаливающей концентрации. Одна из сюжетных линий (с саркофагом и прозрачным мечом Дарт Трейи) протягивает ниточку от "современных" Звёздных Войн к эпохе игровой среды Knights Of The Old Republic. Но главное - не это.

Подобно тому, как любое произведение искусства с очередной подлежащей завоеванию планеты открывало гросс-адмиралу Трауну путь к пониманию стратегического мышления аборигенов, трилогия Трауна-Прохорова-Смоленского рассказывает, предположительно, несколько больше, чем можно было бы ожидать. Некоторые известные фанам локации и характеры автор подаёт пропущенными через турбину гротеска и сарказма - то карикатурных, то почти абсурдных, а то откровенно пугающих.

Так, линия будущей госпожи директора имперской разведки Айзен Исард, жестокой, переменчивой и отчасти безумной "снежной королевы" из комиксов и серии игр "Rogue Squadron" здесь особенно доставляет. Она тайно влюблена в уже упоминавшегося будущего гросс-адмирала, ностальгирует по бывшей у неё в детстве коллекции плюшевых котиков и страшится намерения своего жестокого отца Арманда из карьерных соображений выдать её замуж за несимпатичного высокопоставленного алкоголика. 

В свою очередь в Айзен тайно влюблена её сотрудница, которую после долгих лет борьбы за выживание среди кишащих убийцами и насильниками нижних уровней Корусканта мужчины уже не привлекают. Жестокий же Арманд Исард помимо планов вовлечения дочери в тошнотворный брак, шутки ради склоняет Айзен к акту межвидового каннибализма в элитном ресторане, а в минуты недовольства окружающим миром посещает не менее элитный бордель, где порет девок нейро-паралитическим хлыстом. Упоминается также, что он имеет сексуальную связь с племянницей, предварительно поделив на ноль родного брата и его жену....

В общем, Игры Престолов отжимаются.

Не менее любопытны и линии других персонажей - порой подчёркнуто аристократического происхождения. Вроде капитана Оззика Стёрна, ондеронского охотника с родословной в десяток тысяч лет глубиной, который носит поверх мундира перевязь из шкуры заживо освежеванного вуки, не без удовольствия рубит головы оппонентам, прикидывает, когда же представится возможность скормить проблемного старпома домашним жывнотэ и (конечно же!) садирует нанятых на рейс проституток.

Не знаю, стремился ли автор установить знак равенства между аристократом и дегенератом, или же просто экспериментировал с привнесением в более-менее вменяемую литературу небольших доз пэринга, шиппинга и слэша, но следует отметить, что и то, и другое ему неплохо удалось. Особенно интересно, что столь язвительное изображение имперской верхушки - дело рук самого что ни есть "имперца" по убеждениям как фэндомным, так и не очень.

После такой атаки на читательскую психику история уничтожения гаморреанцами (эпизодически мелькавшими в фильмах антропоморфными кабанами) позорящего их и так крайне брутальную цивилизацию клана каннибалов под названием "протоукры" (!), воспринимается уже, как нечто само собой разумеющееся. Равно как и глава, медлительное действие которой неспешно тянется через залы всегалактического детского гипермаркета "Империя Игр", входные двери в который, открываясь, неизменно исполняют песенку про местные аналоги дуба зелёного и кота учёного.

Авторская позиция, правда, не вполне ясна. Читателю то ли следует ужаснуться нравам, царящим в высшем обществе галактических империй, то ли тихо завидовать барскому всесилию, которое, возможно, уже лежит по ту сторону добра и зла. Впрочем, поскольку и здесь разница между хорошими и плохими парнями сугубо косметическая - вероятно, всего понемногу.

Кажется, сейчас самый лучший момент осознать, что Star Wars - это едва ли просто развлечение, за которым ничего серьёзного не стоит. И для авторского коллектива, и для более-менее творчески настроенных поклонников сериала это давно уже вполне непротиворечимый внутри себя манифест неолиберализма, ненавязчиво смыкающегося, - как и в реальной жизни, - с неоконсерваторством. Полагаю, подобная идеологическая окраска впредь будет приемлема далеко не для всех поклонников сериала. 

Честно говоря, я уже начал потихоньку избавиться от своей коллекции  книг и атрибутики, посвященных "далёкой-далёкой галактике"...

Дополнительная информация