КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Кинофантастика: религия и ложь в экранизациях SF-классики

Искать

Кинофантастика: религия и ложь в экранизациях SF-классики

21.06.2016 09:03, Кино: статьи


Дмитрий
Бебенин

Проникновение религии, мистики и прочей эзотерики в кино-фантастику началось не вчера. Однако в данном случае нас не интересуют мистические триллеры о борьбе экзорцистов с силами зла, прущими на грешную землю из мглы ада - вроде "Знамения", "Изгоняющего Дьявола" или относительно недавнего католического комикса "Константин". Мы рассмотрим случаи, в которых религиозная тема нагло вторгается на территорию сугубо научной фантастики. Причём в произведения авторов, никогда не питавших к религии особого почтения.

Начнём с фильма "Контакт" (Роберт Земекис, 1997). Земекис более известен сугубо воьмидесятнической фантастической трилогией "Назад в будущее" и образцовой небыдло-эпопеей "Форрест Гамп". Сравнительно с этими картинами "Контакт", снятый по мотивам одноимённого романа Карла Сагана, астрофизика с мировым именем (и вышедший в свет через год после его смерти), особой популярности не снискал, да и в прокате окупился со скрипом. Однако, обратить на него внимание всё же стоит, и вот, по каким причинам.

Во-первых, и в самых главных - в финале книги мы видим, что и главная героиня, и мир в целом чего-то добились. В романе Сагана в процессе строительства загадочных машин естественным образом происходит сближение жителей разных стран, способствующее разрядке международной напряжённости. К тому же главная героиня хотя бы смогла вынести из контакта тайну числа "пи", разгадка которой в итоге и даёт ей доказательство того факта, что контакт состоялся. В фильме же и мир остаётся таким же, как был (с конца 80-х ему идеологически не положено меняться), и героиня не выносит из приключения ничего, кроме эмоционального надлома, проявления которого, честно говоря, неловко и неприятно наблюдать.

Во-вторых, тема, которая в книге Сагана проявлена, но не доминирует, здесь стала едва ли ни стержнем всего сюжета. На протяжении фильма нам показывают религиозных фанатиков различной степени озлобленности, которые сперва пикетируют научные центры, а потом и устраивают в месте проведения эксперимента теракт с человеческими жертвами. А также святош, которые, не забывая выражать солидарность с 95 процентами верующих из числа населения земного шара, на каждом шагу чинят препоны трудам главной героини, не забывая, однако, присваивать результаты её трудов, стоит лишь ей всё же чего-то добиться. И для чего? Оказывается, для того, чтобы один из святош, в очередной раз отнявший у героини дело всей её жизни, погиб от рук фанатика. Неужели создатели фильма хотели таким образом показать, что есть злая религия, а есть добренький бог, "всё к лучшему в этом лучшем из миров", "она могла быть на его месте" и "высшая справедливость существует"? ОК. Если я правильно понял, в результате теракта погибла ещё и целая рабочая бригада. Религиозные манипуляторы часто прокалываются на невнимании к "пешкам" в своих эпичных картинах торжества "высшей справедливости". Ну, а другого святошу ближе к финалу полностью извиняет фраза "я ей верю".

Кто-то из посетителей портала IMHONET не побоялся публично обосрамиться, высказав мысль, что гибель рабочей бригады была не случайной, ибо а чего бы не уничтожить тех, кто даже в прикосновении к величайшему научному чуду эпохи видит лишь способ заработать на жизнь. Ну, что же, если "уничтоженными собственной меркантильностью" с точки зрения высших сил в этом мире должны быть в первую очередь те, кто своим физическим трудом зарабатывает себе на кусок хлеба, а не куда более "достойные" кандидатуры даже в рамках показанной в фильме ситуации (превращение гражданского объекта в военный и пр.), то число идеологически ориентированных вопросов к создателям только возрастает. К высшим силам у меня, как у атеиста, вопросов нет за отсутствием оных сил.

Итог: в книге показан меняющийся мир, меняющаяся вместе с ним главная героиня, и лёгкий намёк на разумное устройство вселенной, безотносительно какой-либо из существующих религиозных доктрин. Как говаривал сам Карл Саган, "если под словом "Бог" подразумевается набор законов физики, которые управляют Вселенной, тогда такой Бог существует. Но вознесение молитв закону гравитации не имеет смысла". При этом в посвящённом ему фильме мы видим статичный мир, а также героиню, о которую на протяжении всего сюжета вытирают ноги в целях воспитания в зрителе религиозного смирения в сугубо христианском духе.

Чудовищно подлая подмена.

Фильм категорически рекомендуется к просмотру идеологически устойчивым лицам из числа знакомых с первоисточником. С целью осознать всю глубину тех пошлости, подлости и низости, на которые способна пропаганда так называемых "христианских ценностей".

Возможно, "Контакт" так и остался бы единственным образчиком подмены такого рода, если бы в декабре 2015 года на телеканале SyFy не был представлен трёхсерийный "Конец Детства" - опять таки, не являющийся оригинальным сочинением, а использующий в качестве отправной точки одноимённый роман Артура Кларка. Который к моменту выхода картины на телеэкраны был уже семь лет, как мёртв, а потому уже не смог бы дать оценку тому, как обошлись телевизионщики с его сюжетом.

Такие сериалы сейчас снимают для тех, кто напрочь забыл, как читать книги. И если бы перед нами просто была низкобюджетная постановка, топорно воспроизводящая сюжет книги Кларка, беспокоиться было бы не о чем. Однако, перед нами - точно такой же случай подленького реваншизма набожных неоконсерваторов, как и "Контакт" Земекиса.

Предлагаю сравнить несколько сюжетных ходов из книги с их кинематографическими трактовками.

1. В книге пришедшие на Землю Сверхправители обращаются к человечеству посредством радио и телевидения. В фильме - воплощают для этого на короткий срок покойных родственников, любимых людей и лидеров некоторых коллективов (заведомо громоздкий и манипулятивный шаг).

2. В книге выбранный пришельцами для официальных контактов Стормгрен - генеральный секретарь ООН. То есть, общаясь с ним, пришельцы как бы по умолчанию признают за человечеством его более-менее официального полномочного представителя. И его переговоры со Сверхправителями на борту их корабля происходят в рабочие часы и в нейтрального вида помещении. В фильме это простой американский фермер с заглохшим трактором, которого избрали для ведения переговоров сами пришельцы - причём по каким-то таким духовно богатым критериям, что типа "вам, землянам, не понять". Они вламываются к нему на ферму среди ночи, используя набор спецэффектов, от банальности которого уже тошнит со времён "Близких контактов" Спилберга - вразнобой начинающая работать по всему дому бытовая техника, мертвенный бело-голубой свет из-под двери и пр. А переговоры зачем-то ведут в точной копии гостиничного номера, где герой когда-то проводил медовый месяц со своей ныне покойной женой. Да ещё и периодически давят ему на мозги, материализуя её призрак.

3. В книге некоторому застою в человеческой культуре предшествует серия грандиозных перемен к лучшему в мировом масштабе. В фильме мы и до, и после видим всё те же домики из американских предместий среднего класса, ту же полицейскую форму и те же бензиновые автомобили.

4. В книге Сверхправители открывают людям свой облик спустя пятьдесят лет после момента контакта. В фильме - лишь через пятнадцать. В книге их облик всего лишь способен вызвать у малограмотной публики ассоциации с чертями и демонами - Кларк в романе подчёркивает, что перед нами всего лишь ещё один биологический вид, а его пугающая внешность - лишь результат цепи случайных ассоциативных совпадений. В фильме нам показывают классического для сугубо западной традиции красного дьявола с рогами и копытами. Причём до середины последней серии - в единственном числе.

5. В книге ребёнок с прорезавшимися паранормальными способностями в течении нескольких сеансов рассказывает психологу о своих видениях, которые представляют собой различные закоулки нашей галактики. Причём о некоторых из них неизвестно и самим Сверхправителям. В фильме парня однозначно глючит картинами преисподней. А единственный сеанс заканчивается попыткой неведомых сил задушить глубоко религиозного (конечно же!) психолога цепочкой от нательного крестика. В следующей сцене психолог будет осенять преследующий его дрон Сверхправителей крестным знамением, как бы намекая, за каких баранов авторы фильма держат телезрителей.

6. В книге продвинутую версию столика для спиритического сеанса по собственной инициативе создаёт один из человеческих персонажей. А полученная людьми в результате сеанса информация о координатах планеты Сверхправителей оказывается неожиданностью и для присутствующего при сеансе Кареллена. В фильме оный столик ниспослан персонажу самими Сверхправителями. Причём тут же высказывается мысль о богопротивной сути этого изобретения. А сама сцена его использования выглядит ещё более нелепо, нежели сцена забивания гвоздей микроскопом.

7. В книге герой, отправившийся на планету Сверхправителей, проводит на ней некоторое время. В фильме - просится назад, когда корабль ещё не успел сесть. В книге планета описана, как просто нечто с трудом поддающееся осмыслению человеческим разумом. В фильме это однозначный ад с лавой и серой.

Und so weiter.

Я бы мог добавить в копилку сравнений книги с фильмом ещё столько же пунктов. Вроде вскользь брошенного во второй серии замечания на тему "а геям-то при новой власти какое раздолье". Но, думаю, и перечисленного достаточно, чтобы понять, что все искажения замысла автора книги сделаны создателями фильма не по скудоумию и недостатку средств, а со строго определённой целью.

Артур Кларк в своей книге всего лишь делает предположение, что дальнейшие пути развития человечества могут показаться нам, ныне живущим, непостижимыми, страшными и разрушительными для цивилизации в её теперешнем состоянии. Создатели же фильма прямо утверждают - самый доброжелательный инопланетный гость есть дьявол во плоти, а любая попытка отказаться от совершенного либерального мира нефти, войн за рынки сбыта и воскресных посиделок перед церковными витражами - прямая дорога в ад и погибель.

Предполагая, что какие-то ещё случаи столь же наглых и беспарднонных случаев, когда религия вторгается на территорию сугубо светских, а то и антирелигиозных по духу произведений с целью вывернуть их смысл наизнанку, могли ускользнуть от моего внимания, я предлагаю вам сообщить мне об этом, отыскав меня в фейсбуке или "контакте". Буду рад с вашей помощью продолжить это расследование.

Дополнительная информация