КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Мания балета, или научите Аронофски снимать кино

Искать

Мания балета, или научите Аронофски снимать кино

15.02.2012 11:10, Кино: рецензии


Анна
Инфантьева

Посмотреть оскароносный опус «Чёрный лебедь» мне случилось сразу после его выхода, и со второго захода после пятого зевка удалось-таки достигнуть финальных титров. Это один из тех фильмов, которые ничего не перебуробили в моей душе и были благополучно забыты. Во второй раз я вспомнила об этом творении после просмотра близкого по тематике фильма Алексея Учителя 1996 года «Мания Жизели». Потому что после того, как душа, наконец, встала на место, первой осознанной мыслью было – усадить Даррена Аронофски перед киноэкраном, привязать к стулу, какими раньше пользовались в медицинских вытрезвителях, и заставить посмотреть этот фильм от начала до конца. Не меньше пяти раз.

Сравнивать две этих киноленты бессмысленно. Потому что «Чёрный лебедь» и создан-то был только для того, чтобы снять смазливенькую Натали Портман в качестве балерины. Ну и подзаработать, само собой.

Со своей незамысловатой задачей Аронофски справился блестяще – нервный монтаж, звук хлопающих крыльев во время танца балерины, ногтями сдираемая кожа и гримаса страдания на личике Портман сделали своё дело. А для тех, кому не хватило, ещё есть сцена спросонья мастурбирующей Натали и акт её любви с другой очаровательной барышней.

Справедливости ради, Портман действительно хорошо отыграла отведённую ей роль. Хотя, для меня она как актриса началась и закончилась в фильме «Леон», и других ролей, кроме Матильды, у неё не было.

Куда тягаться голливудской звезде с Галиной Тюниной, блуждающей по переулкам безумия вместе со своей героиней – гениальной балериной Ольгой Спесивцевой. Никто не способен так драматично передать страдание, как русская актриса. Без единого спецэффекта она отобразила каждую трещину в рассудке балерины. И вместо пафосных выкриков из разряда «Я лучшая», которым заканчивается «Чёрный лебедь», мы слышим тихое «У меня просто несчастный характер».

К слову, Алексей Учитель обошёлся без впечатляющих постановок танцев, вместо этого в фильме можно увидеть хронику из жизни самой Спесивцевой, что создаёт ещё большее ощущение достоверности. Весь фильм прошёл будто по касательной к карьере балерины. Но он отражает, как шаг за шагом расшатывается сознание бедной женщины, умершей в безвестности в доме престарелых под Нью-Йорком.

Фильм учителя снят в театральных традициях, он фиксирует тонкие светотеневые переходы и самые мимолётные жесты, чего Голливуд не умел, не умеет и не научится. Так что если кто-то уже успел прозеваться или проплеваться после «Чёрного лебедя» - посмотри «Манию Жизели», чтобы перекрыть впечатление чем-то по-настоящему прекрасным.

Напоследок хочется вспомнить ещё один фильм, который сводит с ума, возможно, ещё больше, чем «Мания Жизели». Это документальная лента о русской актрисе Валентине Караваевой «Я – Чайка!», снятая в 2000-м году. Реальная история о звезде советского кино, медленно сходящей с ума и ежедневно снимающей себя на киноплёнку в пустой квартире. Изо дня в день она, уже никогда не выходящая из дома, проигрывает одни и те же сцены и смотрит на себя «в кино». А потом в этой квартире находят её мёртвое тело.

Может быть, если бы Аронофски видел эти по-своему чудовищные фильмы, то сделал бы «Чёрного лебедя» совсем иным.

Или просто постыдился снимать его.

Дополнительная информация