КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Мы – не рабы, рабы – не мы: рецензия на фильм «Джанго освобождённый»

Искать

Мы – не рабы, рабы – не мы: рецензия на фильм «Джанго освобождённый»

06.03.2013 17:17, Кино: рецензии


Елена
Гагарина

Мировая премьера нового фильма Квентина Тарантино (Quentin Tarantino) в жанре спагетти-вестерн «Джанго освобождённый» («Django Unchained») состоялась ещё 25 декабря 2012 года. До России фильм дошёл только к 17 января 2013 года, а релиз на DVD и Blu-Ray ожидается 16 апреля 2013 года.

По словам самого Квентина Батьковича Тарантино, он хотел «сделать фильм про ужасные страницы истории Америки, связанные с рабством». «Я попытаюсь иметь дело с тем, с чем Америка ещё не имела дела, потому что она стыдится этого, и другие об этом не говорят, так как считают, что не имеют на это право», – говаривал он ещё в далёком 2007 году… И хочется сказать относительно сюжетной линии «Джанго», что продумана она до мелочей. Всегда с опаской начинаешь смотреть фильм, хронометраж которого переваливает за два часа, боясь заскучать. Но в таком случае «Джанго» смело можно назвать исключением из этого правила. Кинокартина логична, драматична, затягивает, но не затянута. Героев, вокруг которых разворачивается сюжет, не так много, с натяжкой можно насчитать пятерых, а то и ограничиться четырьмя, но то, как по-актёрски грамотно эти персонажи удерживают внимание зрителя на себе ничем иным, нежели мастерством, называть не приходится. Естественно, огромную роль играет режиссёрская и сценаристская работа, но здесь мы имеем дело ни с кем-нибудь, а с самим Мастером Тарантино.   Джейми Фокс (Jamie Foxx), известный зрителю по работе в таких кинокартинах, как «Рэй» («Ray»), «Стелс» («Stealth»), «Морпехи» («Jarhead») и других, сыграл роль чёрного раба Джанго, который по сюжету фильма становится помощником своего нового хозяина «охотника за головами» доктора Шульца, а после свободным человеком, который готов на всё, чтобы освободить из рабства свою жену Брумхильду. Фоксу приходится исполнять роль в роли, потому как по замыслу его напарника он должен играть ту или иную роль в зависимости от сложности поимки преступников, но актёр замечательно справляется с поставленной задачей, и всегда можно отличить где Фокс – это Джанго-актёр, а где он – Джанго-настоящий. Со всей полнотой эмоций он передаёт переживания своего героя – это и безмерная тоска по любимой женщине, и самоотверженная любовь к жене, и безграничная и всепоглощающая ненависть ко всем тем, кто причинил ему и ей боль и страдания…   Кристоф Вальц (Christoph Waltz), исполнивший роль доктора Кинга Шульца – того самого «охотника за головами», наверняка известен зрителю хотя бы по роли в фильме «Бесславные ублюдки» («Inglourious Basterds»). В «Джанго» он предстаёт в роли хладнокровного и циничного убийцы тех, кого, собственно говоря, и следует убивать, но позже в нём раскрывается чуткий человек широкой души, готовый помочь своему напарнику и морально, и материально.   Совсем не «тарантиновский» актёр Леонардо Ди Каприо (Leonardo DiCaprio), в фильмографии которого значатся такие работы, как «Что гложет Гилберта Грэйпа» («What’s eating Gilbert Grape»), «Титаник» («Titanic»), «Авиатор» («The Aviator») и другие, осчастливил нас своим появлением в роли жестокого рабовладельца Кэлвина Кэнди и раскрылся по-новому, как показалось, именно с той стороны, с которой давно следовало бы раскрыться, став типично гротесковым персонажем фильма Квентина Тарантино. Его слащавая улыбка и гламурные наряды производят впечатление маленького мальчика, который в детстве не наигрался, а теперь играет жизнями своих рабов.   Зато типично «тарантиновский» Сэмюэл Л. Джексон (Samuel L. Jackson), которого мы помним по фильмам «Криминальное чтиво» («Pulp Fiction»), «Убить Билла. Фильм 2» («Kill Bill Vol.2»), «Бесславные ублюдки» («Inglourious Basterds») и не только, оказался в «Джанго» на своём месте – на месте чёрного дворецкого Стивена в доме Кэлвина Кэнди. На протяжении всего знакомства с этим персонажем складывалось ощущение, что он ненавидит цвет кожи Джанго, но будто не осознаёт, что и сам чернокожий.   Единственную значимую женскую роль в фильме – роль жены Джанго по имени Брумхильда – сыграла Керри Вашингтон (Kerry Washington), снявшаяся до этого в таких кинокартинах, как «Рэй» («Ray»), «Мистер и миссис Смит» («Mr. & Mrs. Smith») и другие. В силу отведённой Вашингтон роли она практически не говорила, но крайне чётко демонстрировала то, о чём говорил её хозяин Кэлвин Кэнди, когда рассказывал о строении черепа чернокожих, – покорность. Это до полусмерти напуганная рабыня, готовая на всё, ради сохранения собственной жизни, которая не верила в то, что Джанго помнит о ней и придёт за ней.   Почтил своим присутствием киноленту «Джанго» также и Дон Джонсон (Donnie «Don» Johnson), в числе работ которого такие, как «Полиция Майами» («Miami Vice»), «Детектив Нэш Бриджес» («Nash Bridges») и другие, правда, в эпизодической роли третьего плана, сыграв рабовладельца Спенсера Беннета.   Венчает фильм сцена, когда Джанго, потеряв друга и расправившись со всеми своими врагами, отстреливает коленные чашечки Стивену, после чего выезжает из особняка Кэнди к своей любимой жене Брумхильде, пританцовывая на коне, а за ними эффектно взрывается начинённый динамитом весь «кэндилэнд».   Стоит сказать, что ни один фильм не обходится без критики, и сейчас «Джанго» активно распинают за то, что Тарантино снял этот фильм именно при чернокожем Президенте США. Нам же остаётся лишь догадываться об истинных режиссёрских задумках и авторских мотивах маэстро… Однако, думается, уж кто-кто, а Квентин Батькович имеет на это полное право. К тому же это его вряд ли хоть как-то волнует, ведь кинопроект оказался успешным и с этим не поспоришь. Сложно вспомнить хоть один фильм, удостоившийся на данный момент стольких наград, а именно «Голливудский кинофестиваль», «Национальный совет кинокритиков США», «Общество кинокритиков Сан-Диего», «Выбор критиков», «Общество кинокритиков Сент-Луиса» и, разумеется, «Золотой глобус», «BAFTA» и «Оскар».   Жанр спагетти-вестерна, с которым доселе Тарантино ещё серьёзно не работал, сделал своё дело, и мастерство режиссёра заиграло новыми красками: кони-красавцы, ковбойский прикид, оружие… Но без визитных карточек Тарантино бы не был самим собой. Как всегда отличное музыкальное сопровождение, зрелищно поставленные перестрелки, сам маэстро в мини-роли, гора тел, которых со второго этажа особняка Кэнди Джанго безжалостно превращает в трупы… Всё это так или иначе реминисцирует с такими киноработами Его Величества, как «Убить Билла» («Kill Bill»), «Криминальное чтиво» («Pulp Fiction»), «Четыре комнаты» (« Four Rooms») и другие. Однако, сделано это настолько ненавязчиво, тонко и мастерски, что наводит на мысли о том, что отсылки к более ранним работам – некий автограф.   «Хочешь посмотреть хороший фильм, посмотри фильм Квентина Тарантино!» – пожалуй, лучшее кинематографичекое кредо современности.

Дополнительная информация