КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт: рецензия на фильм «Тайна перевала Дятлова»

Искать

Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт: рецензия на фильм «Тайна перевала Дятлова»

06.03.2013 22:52, Кино: рецензии


Елена
Гагарина

28 февраля 2013 года состоялась премьера псевдодокументального фильма ужасов «Тайна перевала Дятлова» («The Dyatlov Pass Incident») совместного российско-американского производства под предводительством Ренни Харлина (Renny Harlin), в числе режиссёрских работ которого «Чистильщик» («Cleaner»), «Крепкий орешек 2» («Die Hard 2») и другие.

И вроде бы послужной список весьма неплох, хоть и неоднозначен. Однако, фильму суждено было провалиться. Не в прокате. Ибо трейлер и рекламная компания сделали своё дело, а вот сюжет по факту оставляет желать лучшего… Ожидания не оправданы. Русская душа в который раз осталась непонятой. Обсуждать нечего. Одно непонятно: неужели режиссёр не понимает, что продукт на выходе оказался некачественным? Зачем снимать, если ты и сам до конца не понимаешь, что и зачем ты снимаешь? Честно говоря, ожидалось увидеть хотя бы йети или инопланетян на худой конец, но, видимо, американский кинематограф до сих пор никак не может отойти от «сумеречных» веяний Стефани Майер, поэтому речь зашла о зомби. Что ж… Быть может, даже актуально. Однако, делать из трагической истории фэнтези-эпопею не просто глупо, а даже как-то неуважительно. Удивили разве что русские фамилии в числе продюсеров… Думается, русский человек вообще не способен одобрить подобный проект.

Вроде бы первая половина фильма ещё куда ни шла: исторические ссылки, сбор материалов, энтузиазм, поиск команды, желание докопаться до сути… Нагнетали-нагнетали-нагнетали… К середине фильма резко теряется основная суть и авторская задумка, если она вообще была… Какой-то довоенный бункер, лаборатория, пыточная… А концовка фильма вообще убивает своим отсутствием смысла и связи с тем, о чём изначально был фильм вроде как… Переборщили. Перенапридумывали. Пересмотрели своих же отечественных фильмов. Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт. Вот, что хочется сказать.

Обычно подобными проблемами грешит японский кинематограф: много смысла в начале и оборванная концовка. Может быть, авторы сделали ставку именно на это, остаётся только гадать. Но у них всё равно не получилось, потому как японский кинематограф насыщен философскими мыслями и исканиями, и концовка в них – это поле для размышления зрителя. Здесь же поле для размышления есть изначально, ибо об истории группы Дятлова уже 50 лет ходят легенды, и зритель шёл в кино, чтобы увидеть не очередную историю про вурдалаков, а один из вариантов того, что, возможно, произошло в действительности.

Рассматривая тему трагедии группы Дятлова с точки зрения коммерческого проекта, кажется, что лучше и придумать невозможно: история распиарена и раскручена, неоднозначна. Но так бездарно воспользоваться этой задумкой могли только весьма недалёкие люди…

Особенных актёрских данных и талантов замечено не было. Среднестатистические молодые ребята без выдающейся харизмы, хоть и каждый в своём весьма конкретном образе. Однако, спроси зрителя на выходе, кто из актёров ему запомнился, или как зовут того парня с камерой, вряд ли вы получите вразумительный ответ.

Касаемо жанра, определять фильм, как хоррор весьма опрометчиво. Триллер? Да. Фантастика? Да. Но вот фильм ужасов… Вновь хочется отметить, что жанры кинематографа продолжают мутировать, и современные фильмы ужасов уже не вызывают тех эмоциональных состояний, которые они призваны вызывать.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется дать совет тем, кто ещё не успел посмотреть «Тайну перевала Дятлова» Ренни Харлина: не смотрите.

Дополнительная информация