КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Побочный эффект, или опыт переключения жанров

Искать

Побочный эффект, или опыт переключения жанров

17.03.2013 11:49, Кино: рецензии


Олег
Комраков

Побочный эффект, или опыт переключения жанровНовый фильм режиссёра Стивена Содерберга хитрым образом играет на чувствах зрителя, переключаясь в самый неожиданный момент с одного жанра на другой. Первая половина фильма представляет собой медленно разворачивающуюся социальную драму о психологических проблемах жителей современного мегаполиса с обличением  фармакологической индустрии, наживающейся на этих самых проблемах. А вторая часть обрушивает на зрителя напряжённый, лихо закрученный и динамичный триллер.

Молодая женщина Эмили (Руни Мара) пребывает в жуткой депрессии со всеми сопутствующими симптомами: попытки суицида, отвращение к жизни, эмоциональная нестабильность, приступы неконтролируемой паники. Возвращение из тюрьмы её супруга Мартина (Ченнинг Татум) не помогает, а, похоже, только усугубляет ситуацию. И тогда психиатр Джон Бэнкс (Джуд Лоу) предлагает Эмили попробовать новое, только что появившееся на рынке лекарство (сам он тоже заинтересованное лицо – компания-разработчик платит неплохие деньги за рекламу лекарства и проведение экспериментов на пациентах). Лекарство помогает Эмили избавиться от некоторых симптомов депрессии, но при этом проявляется неожиданный побочный эффект, который круто меняет жизнь Эмили и ставит под угрозу карьеру Джона.

То, что следует за этим, описывать не стоит, потому что это тот редкий в современном кино случай, когда спойлеры действительно могут испортить всё впечатление от просмотра. Скажу лишь, что сценарист фильма Скотт Бёрнс приятно удивляет лихой, резкой и при этом на удивление органичной сменой жанра (подобно тому, как это проделал Роберт Родригес в фильме «От заката до рассвета») и получившимся в результате коктейлем из двух историй. Одна -  о медленном погружении в пучину безумия, о тёмной стороне фармацевтической индустрии и юридической системы США, о том, как случайно оступившийся человек становится «козлом отпущения» и в одночасье лишается всего. Другая - о предательстве и мести  за предательство, о глубокой, искренней любви... к деньгам и, наконец, о финальном торжестве семейных ценностей.  

Пожалуй? единственным недостатком фильма можно назвать сильно растянутую первую часть, хотя в общем-то понятно для чего режиссёру понадобилась эта нарочитая медлительность. Пользуясь своим любимым методом «отстранённого реализма», когда камера фиксирует происходящее бесстрастно и в то же время невероятно скрупулезно, Содерберг добивается полного погружения в происходящее на экране. Он завораживает зрителя, убеждает в полной объективности и логичной связности представленной на экране картины мира, расставляет однозначные оценки всем действующим лицам. И благодаря этому добивается потрясающего эффекта, когда происходит переворот этой картины мира на 180 градусов, и ошарашенный зритель понимает, что действительно «в жизни всё не так, как на самом деле».

Говоря об актёрской игре, стоит в первую очередь отметить блестящего Джуда Лоу, который вывел на экране практически идеальный образ психиатра – мягкого, спокойного, понимающего, сочувствующего, и превращающегося в умелого и опасного противника, когда на карту поставлена его честь и семейное счастье. Руни Мара убедительно сыграла женщину, страдающую депрессивным расстройством. А Кэтрин Зета-Джонс хотя появляется на экране сравнительно редко, зато каждый раз лучится такой сногсшибательной сексуальностью, что от неё захватывает дух (если бы Содерберг переключился на съёмки порнографии, он имел бы оглушительный успех, впрочем, ему, кажется, и так неплохо живётся).

В целом, «Побочный эффект» - это напряжённое, жёсткое повествование, которое медленно запрягает, зато потом очень быстро едет, и тот зритель, который ради последнего получаса экранного времени потерпит неспешно разворачивающуюся историю, будет вознаграждён сторицей.

Дополнительная информация