КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Рецензия на фильм "12 лет рабства" (2013)

Искать

Рецензия на фильм "12 лет рабства" (2013)

14.12.2013 22:34, Кино: рецензии


Никита
Сюндюков

Вышедший из арт-сообщества режиссер Стив Маккуин свой дебют «Голод» снял на остросоциальную тему. Его второй фильм, «Стыд», несколько отошел от общественных проблем — или, возможно, рассмотрел их под другим углом. Стоит отметить, что обе работы были крайне успешны — «Золотая Камера» в Каннах за первую и целая россыпь наград — за вторую. «12 лет рабства», судя по всему, создавался с расчетом на Оскар — масштабы истории увеличены в разы, Маккуин снимает не по собственному сценарию.  

«12 лет рабства» — очень крепкая драма голливудского производства. Главный герой, реально существовавший человек Соломон Нортап в аккуратном исполнении Чиветеля Эджиофора, методично проходит через целую декаду ада. Если в предыдущих работах главной темой для Маккуина было одиночество, то в данном фильме на первый план выходит то, что раньше являлось лишь инструментом режиссера — физическая откровенность. Голые рабы, отчаянно моющие друг друга, жирный пот на их лицах, кровавые лоскуты на спинах. В финале фильма Соломон, кажется, совсем не меняется — лишь седина пробивается в курчавых волосах. Ужасы и страдания, пережитые чернокожими рабами, находятся в центре объектива — никаких откровений, все ясно еще из названия. История и персонажи — лишь декорации.

Каждый герой наделен обязательным внутренним конфликтом, сокровенным «или». Однако терзания, сыгранные блестящим актерским ансамблем, не волнуют чувства — ни свободный человек, пытающийся не стать рабом, ни сочувствующий господин, по обстоятельствам называемый плантатором, ни, тем более, странствующий христианин, идущий на подвиг ради справедливости (в невероятно блеклом исполнении Питта). Характеры героев «12 лет рабства» — лишь плоская двухсторонняя доска без единой выпуклости. Исключением, пожалуй, становится лишь персонаж Фассбендера — творческая сила дуэта актера и режиссера, создавшая два отличных фильма, не успела иссякнуть. Сюжетная линия жестокого плантатора-самодура, снедаемого греховной страстью к рабыне, действительно вызывает интерес — в живую игру Майкла веришь.«12 лет рабства» — это социальное кино, где актеры не пытаются изобразить живых людей — они скорее играют формы, образы людей. Проблема в том, что мы не живем во времена рабовладельческой Америки — и никогда там не жили. В таком случае спасает лишь уникальное режиссерское видение, как это произошло, например, с «Джанго» — но Маккуин намеренно теряет его — ведь Оскар сам себя не выиграет. Из зала выходишь не с чувством недосказанности, но скорее незаконченности — а для чего, собственно, были 12 лет рабства?

 

 

Дополнительная информация