КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Рецензия на фильм "Капитан Филлипс" (2013)

Искать

Рецензия на фильм "Капитан Филлипс" (2013)

28.12.2013 15:32, Кино: рецензии


Никита
Сюндюков

Оттачивание собственного стиля, начавшееся со съемок двух частей «Борнов» и закончившееся созданием «Капитана Филлипса», у Пола Гринграсса вышло крайне успешным. Делая акцент на реалистичности боевых сцен, он заставляет зрителей и критиков называть Джейсона Борна новым Бондом. Между двумя фильмами о потерянном агенте американских спецслужб режиссер снимает «Потяренный Рейс» - рассказ, основанный на событиях 11 сентября, немного ближе подбираясь к своей будущей документальной стилистике. Затем, завершив прославившую его трилогию, он делает «Зеленую Зону» - фильм про войну, где воюют, в основном, с помощью разговоров и компьютеров. Опять же – все предельно реалистично, камера трясется, напряжение растет, герой Дэймона больше говорит – меньше дерется. Заканчивает Гринграсс «Капитаном Филлипсом» - основанной на реальных событиях масштабной драме, которая на самом деле драма совсем камерная.

Следует предостеречь, что выработанное режиссером видение требует терпения и умения привыкать – зажатость всего фильма в объективе той самой «дрожащей камеры» говорит сама за себя. Вдогонку к этому – повествование ведется предельно сухо и отстраненно. Музыкальное сопровождение, например, включается только в совсем уж обязательных местах; остальное время нарочитая тишина идет под руку с растущим саспенсом. Скелет фильма – блестящие диалоги; это кажется очевидным настолько, что порой возникает ощущение: оставь Гринграсс от всей картины лишь словесные перепалки да яростные выкрики героев, хуже бы не стало. Трудно сказать, чья же эта заслуга – то ли реального Ричарда Филлипса, задокументировавшего произошедшую с ним историю в собственной книге, то ли штатного голливудского сценариста Билли Рэя, в прошлом адоптировавшего для больших экранов первую часть «Голодных Игр» и имеющего Золотую Малину за пошленький триллер «Цвет Ночи». Оба варианта неочевидны, а потому похвалить все-таки хочется Гринграсса – скорее всего, именно его манера рассказывать истории сыграла свою роль. В любом случае, в сюжетном плане работа проделана отличная. Персонажи успевают раскрыться ровно настолько, насколько это необходимо для серьезного, но все же развлекательного кино. 

Но, к сожалению, есть другая проблема. Где – то к середине фильма Гринграсс начинает слишком уверенно полагаться на собственное чувство меры, и так заботливо поддерживаемый им градус саспенса падает к отметке в ноль. Капитан сажается вместе с пиратами в одну тесную шлюпку, и запускается цепь важных для структуры фильма, но совсем неинтересных событий. Героям не хватает воздуха и воды, половина из них ранена, назревает серьезный внутренний конфликт; интерес к происходящему сильно провисает от той самой сухой, документальной подачи – хватка утеряна. Но приближается финал, масштабы событий возрастают бешеным темпом, и тут, кажется, затянутость начинает оправдываться. Во мгновение ока напряжение переходит все границы, обдавая зрителей мощнейшим эмоциональным накалом. Американские военные судорожно выцепляют стратегию переговоров, действия пиратов все сильнее и сильнее разлаживаются, герой Хэнкса, несмотря на очевидность скорого спасения и внешнее спокойствие, больше не в силах терпеть плен. Кажется – вот оно, «Капитан Филлипс» - блестящий, математически выверенный триллер. Но за несколько минут до старта финальных титров все снова меняется: бьющие с экрана эпичность и напряжение сменяются изображением бегающих глаз и искалеченной, дрожащей руки плененного пирата по прозвищу «тощий». Капитан Филлипс спасен - он теряет дар речи и безостановочно плачет – неизвестно, от шока, счастья, или горя. И все же финальный кадр говорит сам за себя – начиная с вида той самой роковой шлюпки, камера убегает вдаль, открывая все большую и большую панораму; но в центре остается оно - маленькое плавательное средство, ставшее гробницей для трех сомалийских пиратов и местом прозрения для Ричарда Филлипса, реального человека и капитана.

Дополнительная информация