КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Так по-андерсоновски!

Искать

Так по-андерсоновски!

29.03.2014 06:56, Кино: рецензии


Александра
Горелая

«Отель «Гранд Будапешт» - новая работа Уэса Андерсона, открывшая Берлинале-2014, один из тех фильмов, которые хочется пересматривать снова и снова. Как все фильмы Уэса Андерсона, потому что его кино – это неповторимый стиль, изящная элегантность, юмор и эмоции, как они есть.

 

В фильмографии Андерсона не так много картин – шесть полнометражных («Отель «Гранд Будапешт» стал седьмым), один мультфильм и пять короткометражек.
Криминальная комедия «Бутылочная ракета» о трех техасских друзьях, решивших стать преступниками, провалился в прокате. «Водная жизнь» о нелепых моряках в красных шапочках, получила смешанные отзывы как критиков, так и зрителей. «Академия Рашмора», повествующая об ученике престижной школы, влюбившимся в молодую учительницу, также не окупается в прокате.
У режиссера нет «Оскаров», золотых «Львов», «Медведей», «Ветвей», «Глобусов» - только номинации. Его фильмы не становились многомиллионными блокбастерами. Тем не менее, звезды Голливуда и не только мечтают сниматься в его картинах и выстраиваются за ролями в очередь. С каждым фильмом звезд становится все больше, а «Отель «Гранд Будапешт» побил все рекорды! Помимо Рэйфа Файнса, Сириши Ронан, Эдриана Броуди, Уиллема Дефо, сыгравших ключевых персонажей, в ленте мелькают Джуд Лоу, Ф. Мюррей Абрахам, Эдвард Нортон, Леа Сейду, Тильда Суинтон, Оуэн Уилсон, Билл Мюррей. И как мелькают! Что удивительно – это то, что, несмотря на свою популярность и известность, актеры у Уэса Андерсона смотрятся по-новому и выступают в неожиданных для себя амплуа. Драматичный Рэйф Файнс – мило-комичен, хотя и здесь не обошлось без его «фирменной» печали в красивых глазах. Демоническая Тильда Суинтон – до неузнаваемости загримированна и трагично-смешна. Вечный герой-любовник Джуд Лоу – интеллигентно-одинокий писатель. Тем интереснее на столь звездном фоне выбор Тони Револори на роль молодого Зеро Мустафы, от лица которого и ведется основная история. Семнадцатилетний актер до встречи с Уэсом Андерсоном снимался в основном в короткометражках и телевизионных сериалах («Меня зовут Эрл», «Сынки Тусона», «Бесстыдники»), так что, можно сказать, что «Отель «Гранд Будапешт» стал для него звездным часом как в прямом, так и в переносном смысле.

Миксованный Уэс
В чем же секрет популярности Уэса Андерсона?
Может быть, в том, что его фильмы кажутся немного сказочно-театральными и неизменно-добрыми, какую бы историю они не рассказывали.
Может быть, из-за той теплоты и света, которые излучает экран при появлении его вымышлено-реальных миров.
Может быть, из-за атмосферы дружеского единения, царящей на площадке во время съемок. «Сочинение фильмов в одиночку не по мне», - говорит Андерсон. У всех его сценариев всегда есть соавторы: Оуэн Уилсон, Ноа Баумбах, Джейсон Шварцман, Роман Коппола, Хьюго Гиннесс – с последним был написал «Отель «Гранд Будапешт».
Может быть, из-за непредсказуемости и творческой импровизации: «Людям кажется, что мои фильмы очень четко продуманы и структурированы. Но каждый раз, когда я начинаю снимать, все решается по ходу: что делать со сценарием, актерами, как ты будешь ставить сцену, откуда снимать, какие костюмы, каждая мелочь. И в итоге меня всегда поражает, как все сложилось. Ни один мой фильм не вышел таким, как я думал».
Может быть, из-за того, что любая картина Андерсона всегда глубоко-личная, авторская. Он показывает в них эмоции, которые когда-либо испытывал сам и в то же время чувства, доступные каждому из нас.
А может быть, из-за того, что смешиваясь, все эти компоненты создают феерический, взрывной коктейль неповторимости, стиля, вкуса, высокого качества и интеллектуальности.

Детальный подход
Действие «Отель «Гранд Будапешт» разворачивается в Восточной Европе, в выдуманном государстве Зубровка, между двумя войнами двадцатого века, и рассказывает о приключениях бесподобного консьержа Густава Н. и его юного протеже – коридорного Зеро. Мадам Д. – богатая восьмидесятипятилетняя постоялица отеля и одна из многочисленных любовниц Густава Н. внезапно умирает и оставляет ему в наследство бесценную картину «Мальчик с яблоком». С этим никак не может смириться ее жестокий сын Дмитрий.
Несмотря на кажущуюся легкость, комичные погони, искрящиеся диалоги, нелепые ситуации, в которые постоянно попадают герои, картину трудно назвать комедийной. Прежде всего, она об одиночестве – в фильме нет ни одного по-настоящему счастливого персонажа. Даже Густав Н., вокруг которого постоянно крутятся люди, восхищающиеся им, обожающие и боготворящего его, - даже он одинок. Зеро вообще носит говорящее имя – «ноль» - у него нет родителей, друзей, дома, родины, из которой ему пришлось бежать из-за начавшейся войны. Агата, мастер-кондитер и предмет обожания Зеро - сирота, живущая на чердаке под крышей у Менделя. Все бесконечно одиноки.
Счастливый конец, когда герои получили то, что хотели и даже больше, решили все свои проблемы, вдруг закручивается в такие виражи, от которых голова идет кругом.
Уэс Андерсон славится своей любовью к деталям. Он продумывает все до самой последней детали – именно это придает его фильмам щемящее очарование и долгое послевкусие. Верен он этому и в «Отеле «Гранд Будапешт». Затейливые прически, родимое пятно в виде «гребанной Мексики» на щеке у Агаты, усы, которые отрастила вся съемочная группа, включая уборщиков, надпись на фуражке коридорного, эмблема отеля, любимый парфюм Густава Н. – L`AirdePanache, кукольно-розовый цвет грандиозного отеля – все это делает жизнь в «Отеле «Гранд Будапешт» самой настоящей. Но в то же время и несколько театральной, что, впрочем, лишь усиливает эстетическое удовольствие от фильма. Театральная декоративность подчеркивается самим зданием отеля – старым, выполненным в стиле ар-деко, универмагом Karstadt, который режиссер после долгих поисков нашел в Саксонии, в городке Герлиц, расположенном на стыке трех границ – Германии, Чехии и Польши.
Уэс Андерсон утверждает, что в основу фильма положены новеллы Стефана Цвейга «Нетерпение сердца», «Вчерашний мир. Записки европейца». «Двадцать четыре часа из жизни женщины». Но основой было не какое-то конкретное произведение, а сама атмосфера: «…я прочитал его мемуары, и меня невероятно привлекло описание Европы, в которой появлялись первые признаки национализма и фашизма, все эти наблюдения за тем, как мир буквально на глазах радикально, катастрофически менялся…я проглотил полтора десятка разных изданий, читал все больше и больше. Сюжет фильма связан не с конкретными историями Цвейга, но со стилистикой его произведений, с его характерами, с самим типом повествования».
Показав смену власти Андерсон как бы замкнул сюжетное кольцо. И в начале и в конце фильма, мы видим Густава Н. и Зеро вагоне поезда, который тормозят посреди поля. «Что такое? Почему мы здесь остановились?» Дверь купе открывается, и в вагон заходит россыпь солдат с ружьями, проверяющих документы и визы.
Одну из ключевых ролей в фильме играют пирожные от Mendl`s. Они яркие, легкие, воздушные, необычайно вкусные и хранящие внутри неожиданный сюрприз. Так вот «Отель «Гранд Будапешт» поразительно напоминает это пирожное, которое так и хочется попробовать.        

Дополнительная информация