КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - «Тень» на театральных подмостках

Искать

«Тень» на театральных подмостках

20.06.2014 20:39, Театр: репортажи


Алёна
Моргуновская

Недавно прошли премьерные показы спектакля «Тень» театра Александры Нероновой, о котором уже писала «Контрабанда». Наш корреспондент побывал на показах и взял интервью у зрителей, попросив их поделиться своими впечатлениями об увиденном. На вопросы отвечает Ольга (псевдоним в интернете Erich F.)

 

Простая организация перевозок на транспортес помощью Грузомании

- Вы первый раз были на постановке этого театра?

Видела отдельные фрагменты спектакля «Тень» на творческом фестивале «МосТкон» в апреле. А целиком смотрел впервые. До этого смотреть спектакли данного театра не доводилось. Из-за увиденного на «Мостконе» и захотелось пойти посмотреть полноценную версию.

- Как впечатления от спектакля? Понравилась актерская работа?

Актеры проделали огромную работу. Тем более, насколько я знаю, все они (или большинство) – любители, а исполнитель роли Ученого пришел в коллектив совсем недавно. Об этом режиссер рассказывала еще на апрельском фестивале. Сейчас мне понравилась сработанность актеров, их взаимодействие на сцене, отсутствие хаотичности в массовых сценах (бич премьер многих любительских или полупрофессиональных спектаклей, которые мне доводилось видеть).

Очень хотелось бы отметить оригинальность, не затертость образов в известной вроде бы пьесе. Знаете, как бывает в профессиональных театрах: актриса играет, скажем, роль Джульетты в течение десяти сезонов. В конце концов, ей надоедает: одни и те же жесты, заученные интонации… и образ «выгорает», «затирается», а зритель очень хорошо улавливает настроение актера – в итоге зритель неудовлетворен, его «не цепляет». В театре Нероновой не так: там все исполнители молоды, все «горят» на сцене, вкладываются в роль. Все образы получились именно такими, какими они виделись мне при прочтении сценария: благородный и искренний Ученый, его коварная Тень, самозабвенно влюбленная Аннунциата, грубый и корыстолюбивый, но все-таки любящий свою дочь Пьетро, скользкий газетчик Цезарь Борджия, хитрые, но не видящие дальше своего носа Министры, сложные образы Доктора и певицы Юлии Джули – людей, которые смогли все-таки сделать правильный выбор, капризная Принцесса, сама не знающая, что ей надо… Действительно – ни убавить, ни прибавить. Еще понравилась Дама-Курортница – этого образа не было в исходном сценарии, но она идеально вписалась в сюжет (да и Пьетро наконец обрел счастье в личной жизни /улыбается/). Вообще, радуют такие «неканонные» добавки, которы е оживляют известный сюжет и придают ему новое звучание.

Очень хотелось бы пожелать ребятам найти действительно достойный их зал с хорошими акустическими параметрами. Поскольку условия работы в «советском» ДК с нулевой акустикой, которую едва ли в состоянии исправить даже очень хороший звукорежиссер, можно назвать героическими – а геройства в трудах актера хватает и без того.

 

- Что больше всего впечатлило, что произвело впечатление?

Очень понравилось, что спектакль шел в сопровождении живой музыки (струнный квартет, флейта и клавишные). В наш век технического прогресса обычно довольствуются фонограммой (кроме классических оперных спектаклей), и встретить театральную постановку с живой музыкой было приятной неожиданностью. Понравилась сама идея сделать из драматического спектакля музыкальный – причем и музыка, и тексты песен очень хороши. Очаровало сопрано Курортницы (Натальи Некрасовой). По эмоциональной наполненности понравилась ария Аннунциаты-с-фонарем. И еще момент, когда Юлии Джули приказывают петь веселую песенку во время казни Ученого, а она вместо этого исполняет историю своей жизни (тоже отклонение от исходного шварцевского сценария, которое мне очень понравилось). И, конечно же – очаровала Тарантелла, которую можно назвать «визитной карточкой» спектакля.

- Какие еще современные постановки вам нравятся?

В силу своего рода занятий (являюсь художественным руководителем одного любительского театрально-музыкального проекта), я внимательно слежу, прежде всего, за новинками в жанре музыкального спектакля. Из профессиональных спектаклей очень понравился «Остров сокровищ», который идет на сцене театра «Аквамарин». Простая организация перевозок на транспорте с помощью Грузомании Он детский, а дети – самый требовательный зритель, куда острее любого взрослого чувствующий фальшь. Если рассматривать зарубежные проекты, очень привлекает японский театр «Такарадзука» - высочайшим уровнем профессионализма, яркостью воплощения идей, оригинальностью. Говоря о любительских спектаклях, не могу не отметить «Алую маску» коллектива “Star Tower” и «Лисью сказку» молодежного театра «Волки Мибу» /прим.автора – о них было ранее рассказано в «Контрабанде»/. Вспомню также мюзикл “Notre-Dame de Paris”, поставленный лет десять назад на любительской сцене (и уровень перевода текстов, и одухотворенность самой постановки, и подбор голосов, на мой взгляд, гораздо лучше официальной российской постановки, а визуально мне понравилось даже больше французского оригинала). Также хотелось бы упомянуть мюзикл «Valens Miles» по истории короля Артура, в исполнении того же коллектива, который ставил «Лисью Сказку» – пока мне доводилось видеть несколько фрагментов, выглядит многообещающе, с нетерпением жду премьеры.

- Что можете сказать, сравнивая эту работу и те, о которых Вы только что сказали?

Я не люблю сравнивать, тем более – произведения разной стилистики, разного уровня. «Такарадзуку» я смотрю в основном ради красивой картинки, «Волков Мибу» или вот обсуждаемый спектакль – ради сюжета и глубинного смысла, хотя «картинка» тоже важна. По-моему, хороший спектакль должен совмещать две функции: эстетическую (терпеть не могу всяческий авангард, чернуху и вульгарщину – сценическое действо должно быть КРАСИВЫМ) и этическую (показать зрителю что-либо важное, помочь ему переосмыслить какие-то жизненные моменты и, в конечном счете, стать лучше, пережить катарсис – но при этом не перегрузить морализаторством, зритель не любит, когда его открыто поучают). «Тень» в этом смысле удовлетворяет оба критерия.

Хочу затронуть еще одну тему. Что в первую очередь отличает «раскрученные» профессиональные постановки от любительских – уровень технического оснащения. Это тот самый финансовый вопрос, который никак не обойти. Хорошая световая, звуковая, сценическая аппаратура стоит очень и очень дорого. Конечно, это важно, но не всегда возможно. В любительских спектаклях приходится обходиться минимумом средств. «Пустить пыль в глаза» нечем – никто не отвлекает внимания от, собственно, актерской игры. Поэтому актерам приходится выкладываться на полную катушку, прорабатывать тончайшие нюансы игры – и «цеплять» зрителя именно своим мастерством и искренностью исполнения. Ребятам из театра А. Нероновой это удалось. Вообще, по стилистике получилось очень похоже на старые советские фильмы-сказки, в том числе по пьесам Шварца. Так что, можно, сказать, дух автора передан идеально. Блестящее шоу с супер-современными спецэффектами только испортило бы впечатление, заглушило бы суть спектакля. В этом смысле скромная сценическая обстановка пошла ребятам на пользу, пьеса выиграла от нее. Но, конечно, хотелось бы пожелать им дальнейших успехов и возможности добавить и современного технического оснащения.

- Посоветуете читателям "Контрабанды" пойти на этот спектакль в следующий раз?

Разумеется! Спектакль яркий, запоминающийся, с прекрасным музыкальным сопровождением, а главное – затронутая тема, тема «как остаться честным в нашем лицемерном мире», будет очень полезна современным зрителям. Такое вот «сочетание приятного с полезным».

Интервью с Анной С.

- Вы первый раз были на постановке этого театра?

Да.

- Как впечатления от спектакля? Понравилась актерская работа?

Актерская игра понравилась. Но, к сожалению, не все актеры хорошо поют. Во многих случаях сложно разобрать слова. Хорошо пели Ученый, Аннунциата, более-менее Доктор, неплохо Пьетро. Плюс - божественно пела Курортница. Принцесса - где-то хорошо, где-то не очень.

- Что больше всего впечатлило, что произвело впечатление?

Образ Принцессы понравился. С виду такая страдающая дама, уставшая от дворцовых интриг. На самом деле - ни разу ни жертва. Из нее не получится царевна-лягушка, как из ее родственницы. Скорее уж царевна-змея. Образы Ученого и Аннунциаты интересны, хорошо отыграны. Понравилась история Доктора.

- Какие еще современные постановки вам нравятся?

Имеются в виду постановки профессиональных театральных коллективов? Полупрофессиональные? Любительские? Или постановки вообще? Из профессиональных понравились постановки Киевского театра оперы и балета: «Кармен» и «Женитьба Фигаро».

- Что можете сказать, сравнивая эту работу и те, о которых Вы только что сказали?

Перспективы у театра А. Нероновой есть, конечно, и весьма неплохие. Но есть одна проблема: актеры на поющих ролях должны петь не просто хорошо, а ОЧЕНЬ ХОРОШО. Зритель все-таки избалован профессиональным пением актеров в профессиональных театрах. И как бы ни была хороша актерская игра в любительских театрах, где многие актеры из ролевого движения, разница в уровне вокала всегда будет ощущаться не в лучшую сторону.

Из плюсов постановки – упорядоченность сценографии (что для премьеры большая редкость – обычно доля хаоса присутствует, тем более, что актеров много, а сцена не очень большая).

- Посоветуете читателям "Контрабанды" пойти на этот спектакль в следующий раз?

Посоветую. Все-таки, спектакль яркий, с хорошими перспективами, плюсов намного больше, чем минусов. При этом спектакль затрагивает интересную и вечно актуальную тему.

***

Добавить к этому можно только одно - интересный и неоднозначный спектакль, вызывающий разные отклики – это всегда хорошая работа. Ведь театр и должен заставлять нас думать, анализировать, делать выводы, сопереживать героям и видеть в их перипетиях судьбы отклики собственных. По-настоящему хорошая творческая работа всегда вызывает разные отклики, но никогда не оставляет равнодушным. Если Вам интересна тематика этой пьесы, если нравятся пьесы Евгения Шварца, то можно однозначно сказать – это тот спектакль, который стоит посмотреть.

Фото: из архива театра

Дополнительная информация