КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Сергей Алхутов: "К концу кампании я потерял сперва заработок, а потом и семью"

Искать

Сергей Алхутов: "К концу кампании я потерял сперва заработок, а потом и семью"

07.10.2013 19:47, Литература: интервью


Алексей
Караковский

В течение последних нескольких лет среди просвещённой публики становится всё более популярен краудфандинг - народное финансирование тех или иных проектов. В связи с этим журнал «Контрабанда» взял интервью у Сергея Алхутова - человека, который занимался краудфандингом до того, как это стало мэйнстримом. Сергей в течение двух лет собирал средства на выпуск книги «Инвазия» и, наконец, выпустил её тиражом, в три раза превышающим число подписчиков. Это интервью взято путём краутсорсинга - вопросы задавали представители заинтересованной публики.

- Сергей, ты профинансировал выход своей книги путём краудфандинга. Почему ты выбрал этот путь?

- Потому что другого пути не было -- издательство «Олимп», дочка АСТ, где лежала на рассмотрении моя книга, получило указание сверху: интеллектуальную литературу не издавать. А своих денег на издание на тот момент у меня не было. Кстати, я тогда и слова такого не знал -- «краудфандинг», свой проект я называл подпиской. 

- В какой жизненный момент ты осознал, что это ТВОЕ?

- Я не сказал бы, что краудфандинг это моё. Это была вынужденная мера - во всяком случае, в рамках цели, которой я задался, средство было вынужденным. Я искренне считал и искренне считаю сейчас, что книга, на которую я собирал деньги, достойна того, чтобы её читали в бумажном виде, неторопливо и вдумчиво. Во всяком случае, чтобы её читали достойные этого занятия люди. А других способов издать её я так и не придумал.

- Это было как озарение или нарастало постепенно?

- Это было как озарение. В один не самый плохой день я понял, что деньги на книгу могут дать те, кто хочет её видеть. Ну, или те, кто хочет видеть меня издавшим её.

- Какие проекты удалось реализовать?

- Вот этот один.

- Какие не удались и почему?

- Я больше не пробовал. Дело в том, что два года сбора средств съели меня изнутри. Совершенно обескровленный, я к концу кампании по сбору средств потерял сперва заработок, а потом и семью. Возможно, дело в том, что у меня не было инструментов, с помощью которых можно собирать деньги легко и быстро, а может, дело в том, что не было команды. Но так или иначе, ещё раз я не вытяну.

Кстати, когда я издал книгу, моя уже на тот момент бывшая жена спрашивала меня: «Ну ты книгу-то издал?» Я считаю, что такой интерес дорогого стоит - общих интересов у нас с ней, в общем-то, не осталось, и именно поэтому я благодарен ей за этот вопрос.

- Что ты скажешь в напутствие молодым реципиентам - как найти своего донора?

- Плюнуть на тех, кто пытается вас по какой-то причине, пусть даже невольно, убедить, что вы занимаетесь ерундой. Заказать и купить кератин для наращивания волос в магазине канекалона Вы занимаетесь делом, которое заслуживает народных денег! Либо не беритесь за него. 

- На что бы ты собрал деньги таким способом?

- Если бы взялся снова - пожалуй, на инвестирование в какой-нибудь высокодоходный проект.

- Как правильно пиарить свою идею? Не только чтобы "все знали", что Алхутов собирает деньги на книгу, а чтобы давали.

- Паблик рилейшн - это, как известно, отношения с общественностью. А даёт деньги, в общем-то, не общественность - даёт каждый конкретный живой человек. Вот и надо идти к конкретным людям. И это не пиар, это, насколько я понимаю, называется прямыми продажами. 

- И еще - в твоем случае (если он был единственным, конечно) речь шла о небольшой сумме. Что ты можешь посоветовать тем, кто хочет собрать более крупную сумму?

- Адекватно оценивать общественную значимость проекта и не выпендриваться. Моя книга нужна тем, кто ищет себя и, между прочим, тем, кто на глубоком уровне решает для себя национальный вопрос - а вопрос этот слишком жареный, чтобы люди готовы были массово решать его на глубоком уровне. Значит, она нужна единицам. А есть вещи, которые нужны миллионам - например, хлеб, одежда. Понятно, что это те самые вещи, которыми сейчас затоварен рынок. Но есть вещи, с которыми сейчас законодательно сложно. Например, второй год у нас в стране проблемы с некоторыми лекарствами - так почему бы не собрать путём краудфандинга деньги на лоббирование правильных законов по этим лекарствам? Я думаю, доступность хороших обезболивающих имеет куда большую общественную значимость, чем какая-то там книга.

Дополнительная информация