КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Фестиваль комиксов СomXfest. Как это работает

Искать

Фестиваль комиксов СomXfest. Как это работает

02.04.2014 21:37, Литература: интервью


Анна
Пронина

В начале этого года в Москве прошел второй по счёту фестиваль Комикса СomXfest, с организатором фестиваля - Марией Ереминой, поговорила Анна Пронина.

Как создавался твой фестиваль комиксов? В чём его особенность по сравнению с другими фестивалями Москвы? Зачем и для кого ты его делаешь?

Начну с того, что сейчас прошёл второй фестиваль, поэтому в этом году было уже значительно проще, чем в прошлом, уже были налажены какие-то появились связи. А в первый раз я начинала с того, что просто писала различным площадкам (ДК, кинотеатрам и т.д.): «Здравствуйте, меня зовут Маша, я делаю фестиваль, вы не хотите с нами сотрудничать?» Я до сих пор не знаю другого способа найти площадку, кроме как планомерно всех обзванивать и искать. Как раз сейчас я ищу место для летнего фестиваля на открытом воздухе.

Но найти площадку - не главная проблема. Сложнее найти ту нишу, которая интересна и на мероприятие в которой придут люди. Например, устраивать в Москве аниме-фестиваль - самоубийство, потому что они и так проходят если не каждые выходные, то через выходные. Надо придумывать что-то новое - я не вижу другого выхода, когда рядом есть фестивали с десятилетней историей. Нужно найти свою аудиторию. 

Фишка нашего фестиваля в том, что он очень камерный и очень уютный. Уже после первого фестиваля к нам приходили люди и говорили: «Вот, я уже десять лет хожу по фестивалям разных миров и разных тематик, и, наконец, нашёл, что искал: у меня нет ощущения, что на мне просто зарабатывают и я здесь никому не нужен». Но есть сложность с тем, что мы собираемся расширяться и боимся из-за этого потерять камерность своей атмосферы. Ведь те, кто идут к нам по этой причине, могут в таком случае не придти или подождать и получше подготовиться к какому-нибудь другому фестивалю, например, к той же КомМиссии, которая намного крупнее нас.

То есть, помимо ComXfest, есть и другие комикс-фестивали?

Да, вот КомМиссия, это фестиваль комиксов и манги. На Дне открытых миров ещё есть отдельная комикс-зона, на EveryCon, но это фестиваль всего, что только можно, тоже бывают комиксы. И мы, когда только планировали наш фестиваль, хотели пойти по стопам EveryCon - сделать фестиваль всего и для всех. Но потом решили, что говорить нужно конкретнее: " Тут у нас будут комиксы и то, что вы нарисуете". Потому что когда на фестивале может быть всё, что угодно, я бы сама трижды подумала, идти или нет. Ведь неизвестно, каков на фестивале будет процент именно того, что люблю я. Большие фестивали созданы для людей с очень широкими увлечениями, я, видимо, не такой человек.

Это первый фестиваль, который ты организуешь?

Нет, я организовываю фестивали уже семь лет! В своём городе (я из Рязани) я делала аниме-фестиваль, там это было возможно. Всего в городе их проводилось два, и одни и те же люди ходили на оба, сначала на один, потом на другой. Основная проблема тогда была сделать фестиваль качественно. Всё же в провинциальном городе очень сложно проводить отбор участников, потому что у тебя есть очень ограниченная аудитория: если не пропустишь одних, то других просто нет. Еще одно отличие с московскими фестивалями в том, как проводятся репетиции косплей-дефиле. Мы принимаем заявки с фотографиями, отбираем костюмы. Но в Москве, если кто-то не пришёл на генеральный прогон, то мы его просто вычеркиваем из списка. В моём же городе мы проводили десятки репетиций и с людьми просто занимались: ставили выступление, для конкурса караоке ставили голос. Было бы здорово так же работать здесь. Но московская аудитория гораздо больше, выбор гораздо больше, это иногда закрывает дорогу тем людям, которые не умеют, но хотели бы участвовать. Мне кажется, подход должен быть более человечным что ли, для всех, широким. Но при этом не так, что «творите, что хотите» - тогда уже не придёт зритель. 

У меня есть коллега (он администратор Asgard Comics Вконтакте), он хочет делать образовательную программу для детей: учить рисовать комиксы, делать сценарные наработки, - вырастить новое поколение любителей комиксов. Ведь в России это не так распространено, как в той же Америке, где с детства читают комиксы и где при этом нет стереотипа «картинки - это для детей».

А какие ещё разделы, кроме косплей-дефиле, есть на фестивале?

Условно фестиваль можно разбить на две части: лекции и презентации. Лекции - это именно познавательные сообщения какие-то, например, на последнем фестивале у нас были Алексей Волков и Кирилл Кутузов из Oldcomics. Они рассказывали про Джека Кёрби, одного из отцов-основателей комиксов как вида искусства. Они вообще-то знают своё дело, много выступают и не только на фестивалях, но и от себя. Мне кажется, для людей, которые увлекаются комиксами, это очень интересно. Второе направление, как я сказала, - это презентации новинок. К нам приезжали книжные магазины и издательства, художники, которые рассказывали о своих продолжающихся и новых проектах, показывали фрагменты. Это тоже важно для любителей комиксов: ты узнаешь за чем ты пойдёшь в магазин в ближайшее время. Хотя комиксы - как книги, очень сложно понять, понравится тебе или нет, пока ты не начнёшь читать. 

Этот фестиваль проходит раз в год?

Да, комикс-фестиваль проходит раз в год, но нас сейчас упрашивают проводить его дважды в год или хотя бы в формате party ещё один раз. Но party мы не хотим делать. Во-первых, оно проводится в каком-нибудь клубе, во-вторых, менее информативно. Обычно там подразумевается выступление косплееров, конкурсы, может быть, автоматы с играми. То есть это, скорее, тематическая вечеринка, чем фестиваль. Почему мы не хотим за это браться: чаще всего такое проводится вечером-ночью, а значит, это алкоголь и, значит, туда не пустишь детей... Мне не очень понятно, зачем, если ты хочешь выпить в хорошей компании, тебе нужен костюм, зачем мучиться, ходить весь вечер в обтягивающем костюме из кожезаменителя. Не понимаю я такой досуг. А то, чего не понимаешь, сложно делать.

Летом мы ещё хотим сделать небольшой фестиваль на открытом воздухе. Чему он точно будет посвящен, мы пока не знаем, скорее всего, мы выберем какой-то конкретный фэндом. При этом, мы хотим устроить что-то массовое: если это будет в сторону комиксов, то по «Времени приключений», если в сторону аниме, то по «One piece». Эти фэндомы, что я привела как пример, сами по себе очень массовые и популярные сейчас. Причём, хотя один фэндом выбирается как заглавный для фестиваля, общая тематика всегда шире, так что могут придти много людей по смежным темам.

Почему-то многие думают, что всё это очень сложно. Иногда ко мне подходят и спрашивают: «Боже, как ты это делаешь?». А я делаю это очень просто, руками, просто беру и делаю. 

Как ты делаешь фестиваль - у тебя есть команда?

Если говорить про постоянную команду, то сейчас нас двое. Ещё год назад я могла гордо говорить, что я делаю всё одна. У нас очень удачно подобралось разделение обязанностей. Я человек «полевой», и мне интересно именно разговаривать с лекторами, площадкой, организовывать что-то на месте, ездить, чтобы смотреть помещение, находить людей, магазины, но я абсолютно не способна следить за группой, почтой. А моя напарница Заира - как раз наоборот. Она первоначально была администратором большой группы Вконтакте "Original Cosplay". И свой администраторский талант она перенесла на управление группой и структурой фестиваля. Наверное, если бы не было её, всё бы закончилось гораздо раньше, потому что можно сколько угодно делать всё хорошо, но без предварительной подготовки и организации ничего не получится.

Хотя иногда договариваться бывает трудно чисто психологически, помимо того, что это затратно по времени и по энергии. Порой бывает чуть обидно, например, когда тебе в лицо издательства говорят, что им не интересно сотрудничество с нами, а потом спустя неделю после фестиваля жалуются, что их не пригласили. Бывают такие разные неприятные ситуации. Иногда бывает трудности с тем, чтобы просто подойти и поговорить с человеком, очень уважаемым и крутым в какой-то тусовке, пригласить его куда-то, предложить сотрудничество. У меня есть такая фраза, она, правда, про блогеров была сказана: «Знаменитый блогер, он как знаменитый суслик. Он, конечно, знаменит, но только среди блогеров». Но это относится не только к ним, а ко многим известным в определённых тусовках людям - косплееерам и другим.

Как вы планируете развивать свой фестиваль? Хотите ли добавить какие-то новые блоки?

Мы мечтаем сделать сборник комиксов по фестивалю, разослать его потом по магазинам. В этом году мы даже были готовы, но пришло слишком мало работ, а делать сборник на 12 страниц - грустно. Поэтому в этом году не получилось.
Ещё мы бы хотели добавить больше мастер-классов. Но пока фестиваль однодневный, и всё просто не вмещается в программу. У нас и так было задействовано всё пространство, везде шла своя программа. Но человек не успевает посмотреть всё, надо раздваиваться, чтобы успеть. Мы надеемся, что в следующем году фестиваль будет длиться уже два дня, и тогда мы сможем успеть и мастер-классы, и длительные по времени конкурсы, например, рисования. Ведь для того, чтобы на конкурсе всё придумать и качественно нарисовать, нужно много времени, и нам совестно было устраивать такие большие конкурсы в этом году, когда человек и так не успевает всё посмотреть на фестивале. Мы стараемся сделать его как можно насыщеннее и интереснее. Сейчас фестиваль мне кажется довольно сбалансированным, хотя хотелось бы ещё добавить больше косплея. В этом году мы просто выбирали самые лучшие костюмы, поэтому их вышло не очень много.

Есть ли у вас какая-то постоянная аудитория?

Конечно, когда приходишь на фестиваль, видишь много знакомых лиц. Но на второй год существования пока сложно говорить о постоянной аудитории. Из магазинов приехали все те же, кто был в прошлом году, и, кроме них, ещё новые, причём не только из Москвы. К нам приезжали магазины из Петербурга, из Украины. 

А что ты думаешь о рынке комиксов в России?

Я не продавец, конечно, но могу сказать, что, во-первых, большинство магазинов комиксов онлайновые. Это обусловлено не тем, что люди не хотят их открывать, а тем, что в этом нет большого резона. Есть «Чук и Гик», и если тебе очень надо купить что-то прямо сейчас, можно пойти туда. А так - можно заказать и подождать. Ещё недавно открылся “Pincomics”, он тоже оффлайновый, насколько мне известно. Есть РГБД, можно придти в библиотеку и почитать там старые выпуски, там отдельный большой зал, посвящённый комиксам.

Ещё у нас мало распространены наши российские комиксы, собственного производства. В магазинах, в основном, представлены переведённые или на оригинальном языке, сделанные за границей. Из российских комиксов есть авторские проекты, сделанные как отдельная тонкая книжка с законченной историей, например, «Полный пока» или «Эльф в кедах» можно вспомнить. Они быстро читаются. А вот чтобы именно комикс с длинным сюжетом и множеством выпусков - такого у нас почти нет. Есть, пожалуй, единственные комиксы от Bubble, но лично мне они не нравятся, ни по сюжетам, ни по рисовке.

Зарубежные комиксы ещё интереснее тем, что ты можешь читать истории про одного персонажа или комиксы одного автора, одного художника или одного жанра и читать-читать-читать, потому что их очень много, они не кончатся. С российскими комиксами так не получится. 

Есть и экономические преграды для развития собственного рынка. К нам на фестиваль приходит несколько сотен человек. Я не уверена, что количество людей, читающих комиксы и готовых тратить на это деньги, превышает это количество хотя бы в два раза. Поэтому и выпускать что-то не очень выгодно. Опять же, очень узкая аудитория. Кроме того, когда ты идёшь в магазин, ты скорее всего купишь что-то известное, о пяти главных персонажах Marvelа и о пяти персонажах DS, но вряд ли ты таким образом купишь неизвестный русский комикс. С аниме, кстати, другая ситуация. Магазинов в Москве гораздо больше, издаются целые каталоги-сборники по отдельным жанрам, причём, большими тиражами. Не знаю, кто их покупает, но, видимо, это окупается. И чтобы попасть в сборник, надо пройти большой конкурс.

А аниме участвует в твоём фестивале?

Да, можно об аниме услышать лекции, есть возможность участвовать в дефиле, но единственно, мы ужесточаем отбор, то есть это должно быть действительно что-то особенное. Я не против манги у нас на фестивале, но, мне кажется, что если люди пришли на комикс-фестиваль, они хотят увидеть комиксы. А тут мнения расходятся, является ли манга комиксом или нет. В принципе, одно и то же: рисованные картинки, подписи, реплики. Но попробуй скажи любителю манги, что он читает комиксы… 

Мне очень хочется добавить больше обучения и обмена опытом и к фестивалю Original Cosplay, который проходят в конце лета, он сам по себе более «театральный», ориентированный именно на показ костюмов. И, судя по количеству групп Вконтакте по этой теме, людям всё-таки важно повышать свой уровень. Ведь когда ты чем-то увлечён, часто это требует больших затрат: на дорогу, если тебе нужно ехать в другой город на фестиваль, на материалы, на раскрутку, если ты рисуешь. И, конечно, ты хочешь сделать всё хорошо и качественно. Обмен опытом здесь очень может помочь. Вот сейчас я стала заниматься 3D-печатью, и в каждом центре есть место, где люди, которым печать интересна, собираются, обсуждают, дают советы и помогают друг другу. И мне кажется, этого-то и не хватает в среде хобби, таких как комиксы, косплей и другие, иногда просто нет места, где можно собираться.

Это необязательно должно быть обучение, важен именно разговор, обмен опытом. В онлайне всё происходит совсем по-другому, ты не видишь того, кто тебе советует. Я не говорю, что подобного нет, но те системы, что есть, довольно замкнутые. А нужна мультиплатформа, всё это в итоге будет повышать уровень то, что делается. Думаю, есть люди, которым это нужно. На данный момент, это моя большая мечта. Тут сталкиваются два потока: с одной стороны, всё должно быть качественно, но с другой, если человек хочет чего-то, надо дать ему все средства и помочь добиться того, что хочется, особенно детей это касается. 

ComXfest коммерческий фестиваль?

У нас был входной билет, который стоил 250 рублей, что по Москве, мне кажется, не самая большая цена. БОльшая часть денег уходит на оплату аренды, на пуфики и оборудование, на всяческую макулатуру (объявления, афиши, баннеры). Часть идёт на фестиваль, который будет в следующем году.

Кроме того, у нас не сложилось со спонсорами, но это, скорее, моя вина. Мне не хотелось кого-то находить, и я не вижу вещи, для которой он нам действительно нужен. Может быть, если мне вдруг станет понятно, что нам для чего-то очень нужен спонсор (например, заказать металлическую статую Железного человека в полный рост), я буду его искать. Но это сложно: надо найти, договориться, выполнить все условия, разместить везде его рекламу, а люди, как известно, не любят рекламу. У нас есть информационные спонсоры, помогающие с раскруткой, волонтёры, которым очень понравилось с нами работать. Мне кажется, такие человеческие связи и отношения более важны, а большие деньги отдаляют: это сильно чувствуется на больших фестивалях с большой историей. Ты приходишь и понимаешь, что здесь люди зарабатывают деньги. Мы делаем всё ради атмосферы, когда люди помогают друг другу, ради моментов, для того, чтобы все могли реализоваться, познакомиться друг с другом. Для этого вообще и нужны фестивали. Конечно, мы получаем прибыль, но на неё нельзя жить. Но я не могу придумать другой причины - просто хорошо проводить вместе время, чувствовать стихийно складывающийся коллектив, - это тепло и здорово.

 

Дополнительная информация