КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Габриэль Маркес «Жить, чтобы рассказывать о жизни»

Искать

Габриэль Маркес «Жить, чтобы рассказывать о жизни»

30.03.2012 19:51, Литература: рецензии


Дарья
Целовальникова

Маркес начал писать свои воспоминания на излете XX века, после тяжелой болезни. Писал он на одном дыхании, уйдя от мира, чтобы не отвлекаться ни на что, отключив телефон и сведя общение с друзьями и близкими до минимума. И читать их надо так же, не отвлекаясь на другие книги и повседневные заботы. И если романы великого писателя подобны глотку чистой воды, то его мемуары как глоток свежего воздуха!

 

Удивительная книга! Она и читается на одном дыхании, захватывает не меньше любого романа замечательного колумбийского писателя. Возникает желание немедленно перечитать или хотя бы просто перелистать и освежить в памяти все его произведения, потому что, заглянув за кулисы и обнажив действительную подоплеку событий, хочется снова увидеть, как автор-фокусник жонглирует подлинными событиями собственной жизни и вплетает их в канву своего художественного творчества.

Здесь знаменитые золотые рыбки дедушки писателя, игра в шахматы и цианид золота, таинственный Макондо и сомнамбулизм автора, жестокое убийство лидера либералов Гайтана 9 апреля 1948 года и последовавшие за ним страшные события, эхом прокатившееся по всей Колумбии, знакомство и дружба с Фиделем Кастро, пацифизм и беспартийность Маркеса, шоковая журналистика и первые репортерские уроки, галера ежедневных новостей и многое, многое другое.

Всему находится место на страницах этой необычной книги. Маркес раскрывает многие загадки, но еще больше остается тайн нераскрытых, автор которых – сама жизнь. Вот он – магический реализм в действии, невероятные совпадения и судьбоносные встречи, бесчисленные переклички судеб, из которых самым забавным представляется признание собственной безграмотности или небрежности – Маркес считает, что орфографические ошибки роднят его с героем войны за независимость Симоном Боливаром, а уж стилистическая паранойя и стремление довести все до полного совершенства – постоянный повод для насмешек над самим собой.

Отрадно, когда есть что вспомнить и что рассказать потомкам без тени ханжества и надменного морализаторства. У Маркеса была довольно беспутная юность, но при этом многочисленные пьянки-гулянки-бордели и задушевные беседы ночи напролет не затмевают главного – центральную мысль, стержень воспоминаний – осознание себя как писателя и долгий тернистый путь к намеченной цели!

Время и эпоха оживают и предстают перед читателем во всем своем ужасе непрекращающихся гражданских войн, кровавых мятежей с многочисленными жертвами – результате бесчисленных столкновений консерваторов и либералов. А с другой стороны – суровые будни простых колумбийцев, их неиссякаемый оптимизм и неистребимая вера в будущее своей страны. Эти люди умеют принимать жизнь и наслаждаться ею, как, впрочем, и веселой и самобытной музыкой, без которой трудно представить себе Южную Америку. Ведь тот, кто не поет, не может в полной мере представить, что это за удовольствие -  петь и жить.

Под звуки танго, под зажигательные народные песни и неизменные аккордеоны и скрипки вместе с теплыми тропическими ночами проходит и юность Маркеса. Он получает свое образование вовсе не в школе или университете, хотя приключений и похождений там было хоть отбавляй! Кафе – вот истинные университеты, ведь в них собирались литературные кружки и собратья-журналисты. В беседах с великими старшими современниками он учился жизни и пытался разгадать человеческую природу. Обманутые ожидания отца, так и не дождавшегося диплома юриста для своего сына, глухое сопротивление матери, все эти маленькие семейные трагедии и разочарования Маркес описывает с искрометным юмором.

Много и подробно Маркес вспоминает о любимых книгах, к ним он возвращается постоянно: «старик Фолкнер» и «старуха Вульф», Софокл и Джойс, Мелвилл и Достоевский, Дюма и Сервантес. «Ненасытный читатель без какого-либо систематического образования» - сначала он читает для удовольствия, и лишь иногда обращается к тем книгам, «которые необходимо прочесть, чтобы не мучила совесть», а потом придирчиво разбирает их на атомы, обучаясь мастерству, обнажая тайны устройства чужих книг.

И, наконец, в этих мемуарах поистине мастерски описан путь начинающего писателя – всегда до боли застенчивого, но при этом с самых юных лет осознавшего свое предназначение. Ранние рассказы, о которых мы недавно писали на страницах нашего журнала, красной нитью проходят через всю бурную юность писателя. Сам Маркес безжалостно (и не вполне справедливо) выделяет два главных их недостатка – неуклюжесть письма и незнание человеческой природы. И, тем не менее, он постоянно возвращается к ним. Подражание Кафке и Хемингуэю и другим великим в сочетании с бесценным опытом журналиста, значение которого трудно переоценить, приводят к потрясающему результату. Эти ранние рассказы по большей части являются некими вехами и ориентирами, по которым автор прослеживает рождение Писателя и журналиста. Первые публикации, первый успех и признание. И при этом он не получил за них ни песо! Сам факт публикации был событием, а также еще одним подтверждением его призвания.

Мемуары пестрят целым рядом незабываемых персонажей. И хотя очень многие имена ничего не скажут русскому читателю, но друзей и учителей Маркес описывает настолько живо и ярко, мастерски воспроизводя шутки и диалоги, что хочется узнать побольше о каждом, почитать их стихи и романы, статьи в журналах и газетах, да что там, достать с полки загрустивший самоучитель испанского языка и…

Таинственный мифический Макондо и реальные Картахена, Барракилья и Богота уже не просто названия, а места, в которых ты как будто на самом деле побывал – города и селенья Маркес описывает так же живо, как и людей.

Реальность порой куда как причудливее вымысла, а в устах искусного рассказчика она и вовсе обретает волшебные черты, пропитываясь насквозь магией вымысла, особенно   в замечательных мемуарах Маркеса. А ведь это лишь первый из задуманных трех томов. Ждем продолжения?!

Габриэль Гарсиа Маркес "Жить, чтобы рассказывать о жизни". пер. С. Марков. Москва, "АСТ", 576 стр., 2012 г.

Дополнительная информация