КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - «Жестянка.ru» Льва Шадрина

Искать

«Жестянка.ru» Льва Шадрина

05.07.2012 14:34, Литература: рецензии


Алиса
Анцелевич

Повесть «Жестянка.ru» Льва Шадрина – первое появление автора на страницах журнала «Москва», причем довольно уверенное. Если начало произведения, погружающее в школьные будни, и само название, создают ощущение легкости предлагаемого чтива, то к середине по «накалу страстей» перед читателем – серьезная, грамотная, плотно сотканная проза.

 

Описание часто встречающейся ситуации в классе – противостояние двух мальчиков – начинается размеренно, с прибаутками-стихами, которые любит выдавать один из одноклассников главного героя Володи. Среди школьников есть и желанная и недоступная красавица Наталья и ее менее блестящая подруга Нелепина, которые на протяжении повести неоднократно сравниваются:

«Нелепина – это как буддизм: ограничь свои потребности, сведи к нулю желания, и будет вам «щастье». Радуйся тому, что дают, и не мечтай о недостижимом. А Наташка – это философия сверхчеловека. Философия завоевателя… Но хорошо ли это?»

Есть и источник опасности, главный враг Мазаев, отравляющий жизнь Володе. Надо отметить, что, несмотря на схематичность ситуации (принцессу завоевать, дракона убить), психологические портреты четырех типажей четко очерчены, достигнута узнаваемость, которая позволяет «пропитаться» повествованием. Конечно, многие соображения героя, подобно мыслям в приведенном отрывке, уж слишком тщательно отшлифованы для сознания подростка, но типичность размышлений для людей такого возраста смягчает впечатление.

«Володя впервые остро почувствовал это: детство вот-вот кончится. И что дальше – неизвестно. До сих пор плыл по течению, стиснув зубы, терпел школу как данность, как неизбежно зло. И вот оно действительно почти прошло. Финиш… Замаячила взрослая жизнь… Нельзя сказать, что до сих пор не задумывался на эту тему. Но гнал от себя мысли – потом как-нибудь. Володя…боялся. Он не был готов разорвать пуповину связи со школой. И даже сейчас не готов, когда она и сама уже вот-вот лопнет…»

Параллельно этой сюжетной линии, пересекаясь с основной некоторыми героями и событиями, рассказывается история Виктора, компьютерно-технического эксперта, в обязанности которого в том числе входит определять, «что является порнографией, а что нет». К нему в руки попадает диск, на котором сын депутата насилует опоенную, несовершеннолетнюю девочку. Не сумев хитростью получить у него диск, бандиты подстерегают его во время прогулки с любимым псом и с особой жестокостью разделываются с собакой, натравив на нее собственную, избивают Виктора, заставляют отдать запись, а заодно забирают деньги, планируют устроить пьяный дебош в его квартире и надругаться над женой. Пьянки и насилия не происходит, но и сцены с издевательством над отважным псом, пытающимся защитить хозяина, несмотря на раны, и поражающим бесчеловечностью бандитом, довольно, чтобы сформировать гнетущее впечатление. Пожалуй, эта сцена самая жестокая и беспощадная в повести. Чувство чужой безнаказанности и собственной беспомощности передано замечательно. Эти чувства часто переживает и Володя при отстаивании своего «я» в борьбе с разгулявшимся Мазаем, которому активно помогает брат-уголовник, в одной из глав чуть не совершивший насилие над главным героем.

Волна удушливой циничности и жестокости разливается по всему полотну повествования, перемежаясь с «небольшими, но значимыми победами», и, конечно, воспринимается, как глоток воздуха. Автор достигает высокой степени сочувствия к героям, напоминающее «боление за “наших”» в старых американских боевиках. Наша компания http://mebel-ms58.ru/ бесплатно производит замер и изготавливает шкафы купе под заказ индивидуально под ваше помещение и ваш изысканный вкус.

«Как говорил герой Курта Рассела в одном фильме: “Бог – есть, и относится Он ко мне хорошо!”»

Нередко автор, видимо, желая рассеять ощущение безысходности, открыто подбадривает читателя:

«И если тяжело – нужно только немного потерпеть, сцепить зубы плотным замком и подождать… Она придет… только не прозевайте ее, не зачерствейте душой, не заслоняйте глаза черной тоской, будьте готовы к встрече… Жизнь – азартная игра, может, с несколько жестокими правилами, но, по сути, очень увлекательная штука. И важен здесь не итог, а сам процесс. Так что наслаждайтесь – разрешаю!»

Подобные лирические отступления позволяют перевести дух, хотя по силе воздействия уступают мастерски закрученному сюжету. По законам боевика, герои сохраняют внутреннюю силу и падают, чтобы подняться и воздать обидчикам. Действие, динамичное и заряженное мужской энергией (девушки вплетены в сюжет, но на них внимание переводится эпизодично), обогащено психологическими наблюдениями и точными сравнениями: лампа, мигающая как глаз невротика, «рассказал сбивчиво, как поломанная машинка: то заест шестеренка, мучительно запинается на одном слове, то вылетает захлебывающейся очередью». Правда, увлечение сравнениями иногда выглядит натянуто: указка, жалящая школьную доску, школа, называемая храмом педагогики, – как и некоторые фразы, в которых используются расширенные распространенные выражения вроде «червь сомнения жадно точил решимость».

В целом повесть отличается продуманностью и плотностью повествования, почти до конца сохраняет интригу: будут ли бандиты наказаны или уйдут от ответственности, однако финал произведения выглядит скомканным, хотелось бы увидеть еще нескольких страниц текста с кратким описанием произошедшего в дальнейшем с героями. Тем не менее, Лев Шадрин сумел продемонстрировать в этой повести набор литературных приемов, которыми успел овладеть на пройденном им творческом пути. Хочется пожелать ему дальнейших успехов и новых сюжетов, столь же захватывающих и глубоких.  

Дополнительная информация