КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Горизонты бродяг: романы Майи Новик «Зона свободы» и «Шесть дней всемирного потопа»

Искать

Горизонты бродяг: романы Майи Новик «Зона свободы» и «Шесть дней всемирного потопа»

27.11.2012 07:40, Литература: рецензии


Алексей
Лаврентьев

На Литресе вышли две книги Майи Новик «Зона свободы (Дневники мотоциклистки)» и «Шесть дней всемирного потопа». По сути оба романа – дилогия, созданная на основе реальной жизни, написанная  живым языком, с изрядной долей философствования. Автор ярко, с юмором и знанием реалий, рассказывает о том, почему уже во взрослом возрасте можно сойти с ума по мотоциклам, и куда это может увести. Каждый, кто любит книги о приключениях, трудных маршрутах, таежной романтике, встречах с медведями и последнем патроне или спичке найдет в этом романе все, что захочет.

Героиня Алина Набатова и ее друг Алексей Васильев вместе с группой отчаянных мототуристов штурмуют таежный маршрут пятой (высшей) категории сложности. Васильев – романтическая фигура, в которой каждый без труда угадает парня из соседнего двора, надежного, спокойного и уверенного в себе. Который, быть может, и не хватает звезд с неба, но утонуть точно не даст – вытащит на берег.

По ходу дела героиня вспоминает события жизни, которые привели ее сюда, на северо-восток сурового Байкала. При этом описывает она не только колоритные виды хмурой, дождливой прибайкальской тайги, но и типажи, лица, характеры всех байкеров, которые ей встречались в жизни, рассказывает интересные, порой анекдотичные случаи.

Оказывается, что современные байкеры – совсем не похожи на американцев, они даже не новые русские, и даже не какие-то гипотетические богатеи и буржуи – а отличные русские парни, каждый со своим закидоном, но многие из них могут подставить плечо в трудную минуту. Героиня тщательно выстраивает свой «идеальный» мир, в котором ей так хорошо.

В романе есть слабая попытка ницшианства, которую некоторые читатели могут спутать с излишним эротизмом: представления байкера, мототуриста как человека высшей расы, человека, которому подвластен бездушный металл байка и многие километры трудных российских дорог. К этому автора подталкивают несомненно ею самой пережитые путешествия и потрясающие пейзажи Сибири.

Две линии – реальные события и воспоминания героини переплетаются, и с каждой страницей становится ясно, что Алина Набатова – несколько оторванная от жизни мечтательница, что, впрочем, простительно женщине, и что окружающие ее люди не так просты и героичны, как ей бы этого хотелось, а принцип «своя рубашка ближе к телу» в тайге часто бывает более востребован, чем романтические идеалы. Ну и потом – женщина  в компании мужчин – всегда «самое слабое звено».

Наконец эти два потока событий сливаются воедино и устремляются дальше со скоростью хорошо отрепетированного мотоцикла.

Любители мотоциклов найдут здесь красочные описания трасс и самой Дороги. Любители романтических сцен найдут здесь историю любви, но все-таки кажется мне, что роман, в котором столько мужского духа, железа и рева двигателей, все-таки не об этом. Он о двух вещах, которые должны быть у каждого внутри: о поисках себя и своего места в этом непростом мире и о поиске Веры. Да-да, веры в Бога. А каждому, кто сейчас поморщился, надо помнить о булгаковских словах: «Человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!» Классика! И мотоциклистов это касается не в последнюю очередь.

Критически настроенным хочу напомнить, что действие происходит в провинции, в те времена, когда японских мотоциклов в Прибайкалье почти не было, а экипировку было днем с огнем не сыскать. Именно поэтому, а вовсе не из-за пренебрежения к собственной жизни, герои ездят на мотоциклах «Урал» и в кроссовках с тремя полосками.

Заслуга Майи Новик прежде всего в том, что она сумела запечатлеть то недолгое время, когда мотодвижение в России только начиналось, мотоциклистов было мало, и все мы были счастливы, что есть друг у друга, и каждого владельца мотоцикла считали едва ли не братом. И только потом узнавали, что это не так.

Второй роман «Шесть дней всемирного потопа» является логическим продолжением «Зоны свободы», но отталкиваясь от первого романа, автор еще больше ограничивает эту пресловутую байкерскую свободу. Оказывается, что понятие любой свободы  - вещь весьма условная. Ее ограничивает буря, минусовая температура и дождь. Сюжет прост: он, она и два японских мотоцикла в дальнем путешествии, к которому готовились весь год. Все отлично, но дождевики, которые байкеры одевают в дождь, промокают по швам, а температура с каждым дней становится все ниже... А деваться ребятам некуда – вокруг  тайга, горы, денег в карманах мало, а встречные люди совсем не торопятся помогать, более того, с удовольствием выгонят под дождь двух промокших бродяг, пусть даже сгущаются сумерки, кругом лес, а до ближайшего города двести километров. По сути, это роман о нашем изменившимся за последние десять лет мире, о взаимоотношениях между людьми, между автомобилистами и мотоциклистами, об отношениях между мужчиной и женщиной, попавшими в трудную ситуацию, и о том, что люди, как правило, сделаны из более крепкого вещества, чем они сами думают.

И первый, и второй романы ломают стереотипы о байкерских сообществах вообще и о людях на мотоциклах в частности, рассказывают о суровом крае и о дальних поездках, зовут в дорогу. У мотоциклистов есть такой термин «мототоксикоз». Это болезнь, приступ которой можно снять, только поездив на мотоцикле. Романы Майи Новик эту болезнь только обостряют. Но каждый раз в них рефреном звучит мотив: ты в дальней дороге можешь быть очень счастливым, но нет ничего прекраснее, чем возвращаться в свой родной дом, в дом, построенный своими собственными руками, где тебя ждут любимые люди.

Герои Майи Новик каждый раз возвращаются домой, потому что у каждого бродяги где-то должна быть та точка, к которой он в душе стремится, где ему уютно и хорошо, где он спокоен и счастлив.

Дополнительная информация