КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Прогрессив-рок: герои и судьбы

Искать

Прогрессив-рок: герои и судьбы

25.03.2015 22:39, Литература: рецензии


Александр
В.
Волков

Автор книги - Елена Савицкая - музыкальный критик, кандидат искусствоведения, выпустив несколько лет назад издание «King Crimson: Великие обманщики», задала несколько неожиданный тренд. Тот том оказался не фанатским опусом и не пересказом биографий музыкантов, а серьезным музыковедческим аналитическим трудом. Такой подход в отечественной рок-литературе неэнциклопедического характера был применен едва ли не впервые. Это выглядело и читалось настолько феерично, насколько такое определение вообще может быть применено к книге, переполненной профессиональной терминологией.

Поэтому новая работа Савицкой ожидалась с особым интересом и ожидания оправдала, хотя и вопросы оставила. «Прогрессив-рок: герои и судьбы» - произведение гибридного жанра - и сборник тематических рецензий, и справочник по сопутствующим материалам и аналитический разбор процесса. Соответственно, книга делится на три части.

В первой делается классификация, анализ и приводится в порядок дерево подстилей прогрессив-рока, история происхождения терминов и делается определение стилевых моделей «периода расцвета» 1960-1970 годов. Во второй рассказ идет дальше – от 1980-х к 2000-м, причем в сферу интереса попадают и арт-рок и прог-метал, и другие поджанры.

В третьей главе следует анализ творчества представителей стиля, монографические статьи о «наиболее ярких музыкантах». В «избранные» попали Van Der Graaf Generator, Gentle Giant, Yes, Рик Уэйкман, Rush, Marillion, Dream Theater и The Flower Kings. Даже не будем пытаться высказаться на тему выбора. Конечно, любой мало-мальски подкованный меломан охотно добавит в этот ряд своего любимца. Но оставим этот момент на усмотрение автора. Sapienti sat.

Про разные группы рассказ идет по-разному. Причем разница присутствует и в стиле изложения, и подходе к информации. В этой части книга - не дайджест, а эмоциональная рецензия. Повествованию количество эпитетов и пафос скорее вредят, но симпатию вызывают. Одни артисты заслужили уважение автора, другие – еще более глубокое отношение. Это диктует стиль, вернее разностильность, что иногда мешает - соотношение аналитических и эмоциональных фрагментов создает эффект катания на американских горках. В конце расcказов следуют дискографии, иногда описание отдельных альбомов. 

Четвертая часть книги, приложение, сделана издателем Александром В. Галиным, и оказалась неожиданной. В ней находится библиография – почти сто страниц перечисления изданий по теме. Чтобы собрать такую библиотеку надо потратить не один год - вряд ли таких меломанов-библиофилов найдется много.

Написанная «по взрослому», книга для учебника слишком эмоциональна, для беллетристики - перенасыщена информацией, а на звание энциклопедии она, естественно, не претендует. Знакомиться с изданием можно при любом уровне знания предмета. С другой стороны, вопросы рассматриваются и раскапываются в глубину, а игра эрудиций представляется иногда даже излишней. 

Интерес к такой музыке шире фанатского взгляда. Она соединяет прошлое и будущее, мастерство и страсть. Прогрессив остается заповедником интереса к музыке «снизу» – к развитию, к интеллекту и к образности. Ничего умнее поп-музыка просто не придумала, поэтому хочется верить в прогресс прогрессива. Ближайшее будущее известно - книга открывает многотомную серию «Прогрессивная музыка», что позитивно и, пожалуй, даже вполне «прогрессивно».

Дополнительная информация