КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Олег Коврига «Что я видел» (Выргород, 2017)

Искать

Олег Коврига «Что я видел» (Выргород, 2017)

21.05.2018 18:32, Литература: рецензии


Александр
В.
Волков

Олег Коврига, наверное, самый известный российский рок-издатель и рок-промоутер, притом, что область его занятий и пристрастий ограничена музыкой, мягко говоря, «не для всех». В томе очерков он рассказывает не о себе, а о своих «дружках», коллегах и даже родственниках.


Повествование в книге культового издателя раскручивается, как спираль самопознания. От рассказов о трудах праведных, через историю друзей и семьи, к политическим движениям, т.е. к области, которую привыкли понимать как негуманитарную, бесчеловечную. Для Олега же, любая из этих сфер – место приложения именно духовных, душевных сил и в этом видится один из главных смыслов прочитанного. Это рассказ души, той, которую душит «свободный» рынок и «эффективные» менеджеры.
В числе героев – и Ковриги, и книги: Пётр Мамонов, Андрей «Свин» Панов, Аня «Умка» Герасимова, Ольга Арефьева, Сергей «СиЛя» Селюнин, Алексей «Хвост» Хвостенко, Михаил «Майк» Науменко, Борис Гребенщиков, Фёдор Чистяков, Инна Желанная, Егор Летов, Сергей Богаев («Облачный край»), Николай Никитин («Оркестровая яма»), Андрей Тропилло, Святослав «Алиса» Задерий. Собственно, на этом списке можно было бы заканчивать все разговоры. Это – Вселенная, за эту часть нашей цивилизациии стыдно не будет никогда.
Коврига ясно выражает неприятие уродливого и смехотворного перекоса, существующего в «лёгких» жанрах много десятилетий и напоминающего насмешку над здравым смыслом и вкусом поколений. Впрочем, официальный вкус/курс последнего времени шоу-бизнес смог подкорректировать в сторону «бабла» и всего ему сопутствующего. Да и тенденции на западных рынках – как попсы, так и носителей, тоже характеризуются провалами, не такими глубокими, как у нас, но направленными примерно так же. Невольно возникает мысль о цивилизационных поражениях и синусоидах энтропии. Так вот, Олег Коврига – так или иначе, против всего этого «зла». И он не жалуется, он дело делает.
Издательская и культуртрегерская деятельность Олега протекала вместе с жизнью государства Российская Федерация – иметь свой лейбл в СССР было нереально. Это, как часть идеологического фронта, было делом государственным. Когда культура и идеология перестали быть предметом внутреннего диктата, появился спектр издательских инициатив – от бездумно чернушных, до безнадёжно попсовых. Коврига был поначалу чуть ли не единственным человеком, который был против этого, который стоял в эдакой позе Дон Кихота - против мельниц эстетического и социального регресса, легионов крыс, вошедших в раж от вседозволенности и безнаказанности.
Надо сказать, что многие из рассказов из книги либо проходили на глазах честнОго рокенролльного народа, или рассказывались Олегом в процессе его трудов и заработков. В итоге может сложиться излишне мармеладный образ издателя. Олег может показаться эдаким пряничным человечком, добрым Дедом Морозом российского и окрестного рок-н-ролла. Книга подобные идеи развеивает. В ней есть несколько эпизодов со скандалами и размолвками. Олег, говоря про героев книги свойственное ему "мой дружок", признаётся в ненависти и любви, непонимании и любви, расставании и любви - одновременно. Он не избегает острых углов, но они для него – не центр внимания. Они просто были. При этом про победы и находки, подвиги терпения он не особо рассказывает.
Пламенным прогрессором Ковригу назвать трудно. Он, скорее, хранитель традиций. Наверное, с таких персонажей в древности срисовывали образы гномов, хранящих в пещерах, скрытых от массовости, базарности, банальности и бездарности древние сокровища. Олег хранит культуру – пока кто-то её обсуждает, кто-то тащит из торрентов, а кто-то просто и откровенно в неё гадит. Олега довольно дико, да и невозможно представлять «заливающим» музыку в сеть. Он несёт и передаёт реальное, ощутимое тепло рук и сердец тех людей, которых издаёт, дух реального, а не виртуального креатива. Отметим и фото – в книге их много, и они эксклюзивны.
Книга с начала года издаётся уже второй раз, это редкость для нашего времени. Представляется, что она выходит за рамки рыночного и жанрового круга, она о путях и людях культуры. Предположим, что это далеко не последний тираж – ничего подобного у нас пока что не было, уж очень специфическую позицию занимает в музыкальной вселенной автор. Что тут может сделать условный «каждый» человек. Как ни странно, многое. Можно купить билет на концерт музыкантов, которых выпускает Олег, можно у него самого – пластинку. Можно сделать и то, и другое.


Дополнительная информация