КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Алекс Ростоцкий — человек-солнце российского джаза

Искать

Алекс Ростоцкий — человек-солнце российского джаза

03.06.2012 22:42, Музыка: репортажи


Алексей
Караковский

Почему-то концерты в Малом зале клуба «Шоколадная фабрика» слишком часто проходят при сравнительно небольшом количестве зрителей. Связано это с недостаточной рекламой клубных мероприятий как таковых или особым эстетством выступающих исполнителей, трудно сказать. Зато, как говорится, компания хорошая. Отсутствие бара и танцпола — не последняя причина, благодаря которой люди приходят сюда именно слушать музыку, тем более, что звук в Малом зале гораздо лучше позволяет разобрать нюансы музыки и слов, чем в Большом зале. А то, что танцующих и пьющих пиво за стеной численно больше — разве это важно?

На концерт Джаз Бас Театра Алекса Ростоцкого (проект "Art Splash") 29 мая мы попали, можно сказать, случайно, зайдя по делам в книжный магазин «Гиперион», образующий с «Шоколадной фабрикой» единый «Арт-этаж». Лидер коллектива уже сам по себе притягивал взгляд: одетый в жёлто-оранжевую одежду, экстравагантный бас-гитарист Ростоцкий создавал ощущение праздника одним своим присутствием. «Я сразу поняла, что он музыкант, и что он сейчас будет выступать», — поделилась фотограф и музыкант Наталья Караковская, встретив Алекса в магазине. «Человек-солнце», — подумал я, ещё не подозревая, что Алекс Ростоцкий — один из самых известных джазменов России, а суммарный тираж его двадцати шести альбомов перевалил за миллион копий.

Другие музыканты коллектива — люди тоже вполне заметные. Красавец-барабанщик Вартан Бабаян с удовольствием участвует в различных джазовых концертах, и в прошлый раз я его видел сравнительно недавно — на джазовом джем-сейшене в магазине музыкальных инструментов «Аккорд» на Савёловской. Есть у Вартана и свой собственный джаз-бэнд.

Тимур Некрасов, игравший на саксофоне, стоял в середине сцены, и сначала казалось, что ему уготована роль фронтмена.

Лев Слепнер расположился у огромного и очень странного инструмента — оказалось, что это электронная маримба.

Несмотря на тёплую майскую погоду за окном, Алекс Ростоцкий начал с чтения сказки о зиме (собственно, в конце концерта он вернулся к этой сказке, поставив, таким образом, весьма эффектную точку). Я поёжился, вспомнив, февральский концерт группы «Дочь Монро и Кеннеди», проходивший в этом же зале на адском холоде. Музыку Алекс перемежал весьма интересными пояснениями о культурном контексте действа. «В русской фольклорной традиции не принят удар на слабую долю», — сказал, к примеру, он.

Электромаримба, на которой играл Лев Слепнер — совершенно уникальный инструмент. Помимо, собственно, классического тембра маримбы, из него можно извлекать звуки, трудно с чем-либо сравнимые. «Как же он это делает?», — задумался я и, присмотревшись, вскоре обратил внимание на три педали, весьма активно используемые музыкантом. В первой из них легко угадывался классический sustain, отвечающий за длину звука. Назначение второй педали я не понял, но возможно она тоже имела отношение к sustain. Третья же педаль была самой любопытной — это был эффект wow-wow, обычно применяемый для гитары. У плавающего звука wow-wow довольно широкая амплитуда изменения тембра, и поэтому Лев Слепнер, создавая те или иные эффекты, практически танцевал на всех трёх педалях своей электронной маримбы. Выглядело это так, словно он совершал какой-то таинственный религиозный ритуал. Впрочем, учитывая недавнюю концертную деятельность коллектива в Африке, это не удивляло.

У электромаримбы довольно мягкий звук, так что если требовалось добавить «мяса», то в дело вступал барабанщик. Вообще, по моим наблюдениям, Вартан Бабаян — не из тех музыкантов, которые «тянут одеяло на себя», но он техничен, артистичен и очень изобретателен в длинных импровизациях. Иногда Ростоцкий подключал фоном минусовку, в которой звучали вторые ударные и бас, а также сэмплы, собранные во время последних поездок Ростоцкого и компании по Уганде. Нойз, насколько можно было судить, создавался, в основном, усилиями Тимура Некрасова, творившего с саксофоном невообразимые психоделические вещи…

Всем хорош был концерт Алекса Ростоцкого, кроме одного — в «Шоколадной фабрике» его музыка звучала вне контекста. Всё-таки этот клуб специализируется больше на роке и на дискотеках; арт-авангард и фьюжн местную публику интересуют мало. Было бы куда естественнее услышать квартет Ростоцкого в джаз-кафе, на художественной выставке или просто на улице. Так что этот концерт воспринимался, скорее, как «генеральный прогон», после которого будут и площадки побольше, и задачи посерьёзнее. В том, что это произойдёт, нет никаких сомнений — так что следите за анонсами. Алекс Ростоцкий и его "Art Splash" — это то, что стоит услышать!

Фотографии Натальи Караковской.

Дополнительная информация