КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Москва, 9 января 2012 года, "Гластонбери": последний вечер каникул

Искать

Москва, 9 января 2012 года, "Гластонбери": последний вечер каникул

10.01.2012 10:07, Музыка: репортажи


Дмитрий
Бебенин

Причудливо закончились новогодние каникулы для посетителей московского "Гластобери-Паба" вечером 9 января 2012 года. В этот раз обе команды, вышедшие на сцену клуба, оказались - каждая на свой манер, - как бы едины в двух лицах. И как бы играли немного неожиданные роли. Алиби / Жар-Птица и группа Насти Полевой.

Двойственная природа состава, который ныне адекватнее всего именовать Алиби / Жар-Птица, уходит корнями в самый момент его основания. Как рассказывал во время не столь давнего выступления группы на канале "Ностальгия", гитарист и основатель Сергей Попов, начальство дубненского ДК, к которому они были приписаны, называло их ВИА, а народ на танцах - бит-группой (ибо начинала Жар-Птица в те далёкие дни, когда термин "рок-группа" был ещё не в ходу). Период удачного балансирования между новаторским роком и провинциальной эстрадой закончился в суровом 1983 году, когда от тотального закручивания гаек пострадала вся неакадемическая музыка страны разом. Имя Жар-Птица попало в опалу и не исчезало из "чёрных списков", пока о таковых просто не забыли.

Алиби / Жар-Птица

Сергей Попов и басист Александр Рябов собрали новый состав по имени Алиби, относительно удачно вписались в набиравшее силу движение "русского рока" (который формально опередили как минимум на десять лет), и с переменным успехом прорывались через сумбурный конец 80-х и лихие 90-е. А потом настал новый век, и стало возможно осуществить чуть менее, чем всё. Первые три альбома Жар-Птицы были извлечены из закромов истории, восстановлены и переизданы. А в 2008 году вернулась к публике и сама группа: как печально шутили музыканты, "через 25 лет после того, как нас запретили".

Алиби / Жар-Птица

Увы, годы берут своё, и долго "золотая сборная" из различных составов группы не просуществовала. В конце того же 2008 года скончался клавишник Алексей Сурков. Последней работой группы с его участием стал альбом "Ангар-4", работа над которым была начата и прервана в 1983 году, а закончена лишь на исходе 2010. Чуть позже пережил инфаркт оригинальный гитарист группы Александр Васильченко. Представленный группой в этот вечер свежезаписанный двойной альбом новых версий старых песен "Концерт / Танцы" (о нём - в ближайшем блоке рецензий) стал, похоже, последней работой с его участием.

Алиби / Жар-Птица

Начиная с 2010 года существующий концертный состав группы может именоваться как Алиби, так и Жар-Птица - в зависимости от характера выступления и репертуара. На телемарафоне "Содержание" у Василия Шумова или митинге в защиту Химкинского леса выступали Алиби. А вот 9 января мы слышали именно Жар-Птицу, исполнявшую свои старые хиты эпохи подмосковных танцплощадок - от пост-битловских "Водовоза" и "Горевать Не Буду Я" до программной пред-металлической "Жар-Птицы". С предваряющими "Окна" шуточками про "лидер-бубен" и цитатой из "Hey Jude" в финале "Шишел-Мышел" (единственной в этот вечер песни периода Алиби). Шикарное трёхголосье и настоящий рок-н-ролльный забой. Многие ли "в Этой Стране" могут так жечь после 60-летия? 

Алиби / Жар-Птица

 

Вот с группой Насти Полевой вышло немного иначе. Эта команда не принадлежит к числу несправедливо забытых - многие её песни, включая как самые новые, так и самые старые, уже в новом веке активно крутились в FM-диапазоне. Однако в данном конкретном случае звучание группы было вынужденно акустическим по причине отсутствия в составе барабанщика. Ритм в результате довелось держать непосредственно Насте - при посредстве не только гитары, но и пары тамбуринов, один из которых был устроен в виде педали.

группа Насти Полевой

Разумеется, такие вынужденные ограничения неизбежно оставили за бортом несколько знаковых сочинений (чёрт возьми, а так хотелось услышать знаменитые "Голоса"!). Однако, и песен, которые даже в таком варианте исполнения продолжают звучать достойно, у Насти, как оказалось, очень даже много. А простенький, почти метрономный бит педального тамбурина самым парадоксальным образом акцентировал внимание публики на их фирменной ритмической завёрнутости. На той "простоте сложного и сложности простого", когда один и тот же удар приходится то на сильную долю, то на слабую - а песня продолжает струиться.

группа Насти Полевой

Вообще это выступление было хорошим напоминанием всем присутствующим (каюсь, и мне тоже) сколько на самом деле у Насти хороших, годных песен. В этот раз были сыграны "Вниз По Течению Неба", "Танец На Цыпочках", "Поезда", "Мосты Над Невою", "Снег", "Море Сиам", "Пьяный Друг" и много ещё чего. Из приятных сюрпризов - легендарные "Летучий Фрегат" и "Всему Своё Время". Под занавес - "Снежные Волки". Очень прозрачное и очень душевное исполнение.

Есть музыканты, чья жизнь давно удалась, и можно почивать на лаврах. Есть музыканты, сошедшие с дистанции по причине либо ухода из мира, либо "переквалификации в управдомы". А есть музыканты, чей путь не имеет конца, и которые никогда не сдаются. 9 января мы видели именно таких.

P.S. В ночь с 11 на 12 января Сергей Попов и Александр Рябов (Алиби / Жар-Птица) дадут акустический радиоконцерт в прямом эфире "Русской Службы Новостей" (107 FM). Телефон прямого эфира - +7(495) 788-10-70. 

Дополнительная информация