КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Репортаж с «Пути к себе»

Искать

Репортаж с «Пути к себе»

23.07.2015 22:16, Музыка: репортажи


Александр
В.
Волков

Фестиваль «Путь к себе» заманил идеей – стремлением свести в одну точку экологию души и экологию тела, а также лайн-апом с удивительным количеством любимых артистов. Проходил фест три дня - в «Этномире», на территории которого есть много чего.

 

От концертов отвлекали громная русская печка и позитивная украинская Корчма, белорусский двор, стройные юрты и разлапистые дворцы. Мастер-классы шли везде. Центром события все же стала музыка. Отличный звук и свет были на поляне. Говорят, на сцене случалось по-разному, но у музыкантов это бывает. Большая и малая сцены разнесены далеко. О том, кто сейчас будет играть на другой сцене, объявлений почти не было. Когда они звучали, народ перемещался. Организаторы рассчитывали на программку, она была доступна и информативна, но процесс не рекламировала, к движению не подталкивала. Это же касается и продажи носителей, которая, кажется, переходит из разряда коммерческого безумия в число гуманитарных вопросов. Но если со сцены звучал рассказ про альбомы и место их продажи, люди уходили с музыкой – не только в сердцах, но и в сумках - на будущее.



Пропустил несколько интересных выступлений на малой сцене. Почему-то это оказались в основном прекрасные дамы: Мила Кикина, Ансамбль Средиземноморской Деконструкции и Алина Ростоцкая, Анна Гоффман и Mazal Bueno Orquesta. Хотел увидеть и не увидел «Яр-Га» - проект легендарных музыкантов из Петрозаводска - Александра Леонова и Ольги Гайдамак (слышал их в «REEL» и «Ва-Та-Га»).

Сначала на Главной сцене публику радовал SHOO – проект вокалистки Шуни Балашовой. Их самоназваный стиль «absolute soul» - мастерский раскованный этно-фьюжн - дает возможность и любоваться музыкой, и следить за ее нюансами. Чего бы им добавить, так это цвета, шоу, может быть театра.  Потенциал и эмоциональное пространство для всего этого чувствуется.
В первый день больше всего ждал рижан Baraka. Они играют по-европейски  сделанный этно-джаз на основе таджикской, персидской музыки, словно расцветающий, раскрывающийся в world music. Получается завораживающе красиво. Услышал их недавно, писал про альбомы - новые, и старые - и на  Контрабанда-ру. На фестивалях группа – трио: Дмитрий Евсиков (перкуссия, лидер), Девика Евсикова (вокал, стик Чапмена), Егор Ковайков (гитара). Было опасение, что живой звук проиграет студийным богатствам. Оказалось, что всё на своих местах, волшебная памирская мелодика рулит, нежный и уверенный вокал Девики завораживает, новость - толстый и авторитетный стик – освоен и придает звучанию разнообразие и глубину.

Baraka

Главным концертом дня оказалось выступление группы «Рада & Терновник», что ожидалось. Неожиданностью стало то, что он стал для меня пиком всего феста. Этому «помог» дождь – напугал и так не самую многочисленную пятничную аудиторию, народ начал убегать, но потом, как загипнотизированный, возвращался на звук гитары Владимира Анчевского и голос Рады. В представлении концерта мелькнула улыбнувшая фраза про скандинавский метал, а отголоски ранних Black Sabbath слышны были у группы все последние годы, но это все прочно сплелось с уникальным вокалом, виолончелью, зазвучало и подбросило вверх – и драйв, и динамику, и мощность, и уникальность.

Рада & Терновник

«Это настоящий дарк!» - говорили зрители, не зная, возможно, что стиль группы когда-то определялся как «dark folk». Дождь, послушав песни, понял, что пошел зря и прекратился. Рада в финале пригласила всех на Малую сцену - там ночью был концерт дуэта «Руки Слона» - проекта музыкантов ее группы Таис Кисляковой и Владимира Кислякова. Пошли и не пожалели, мощный рок-фьюжн, раскованный и врывающийся в сознание, в темной ночи звучал, как открытие новых сфер.

Руки Слона

На второй день ждали группу «ОдноНо». Анонс обещал звуки индийских, турецких и иранских инструментов, но и по эстетике, и по поведению группа делает музыку, скорее ориентированную на хип-хоп - бодрые жесты и тексты отлично бы прошли на фесте соответствующего формата. Показалось, что эта психология и эта эстетика трудно сочетается с экологией и осмысленностью, о которых говорил фест. И самой своей идеей, и призывами со сцены, вызывавшими ассоциации, что-то вроде искаженного старого - «надо правильно мусорить». Даже начал формироваться в мозгу невольный негатив, но вспомнилось, что стольких самозабвенно танцевавших девушек не было ни на одном сете. Может быть, группа просто попала не в свои сани.
Потом вышел Рома ВПР и «Фестиваль Всего на Свете». Этот артист из любимых и тонких, он занимает какую-то невыразимую, вибрирующую серединку между эпохами и психологиями, поэтому и выжил в едкой среде альтернативного регги-шоу. Его песни могут показаться понятными разным людям. Но тут есть и обратная сторона – иногда Рома скатывается со своего уровня, становится очень, даже слишком обыкновенным.

Рома В.П.Р.

После перерыва пришло время самого ожидаемого номера. Народ заполнил поляну и вышел «Ю-Питер» — детище Вячеслава Бутусова и Юрия Каспаряна сотоварищи. Программу составили в основном политхиты Nautilus Pompilus времен «Разлуки», что стало сюрпризом для многих. И «Хлоп-Хлоп», и «Шар цвета хаки» звучали чуть ли не актуальней, чем в годы появления, только тогда они проводили черту между людьми – показывали «чужих», теперь могут, пожалуй, и объединять всех антимилитаристским пафосом. Концерт был коротким, закончил Бутусов «Последним письмом». «Гудбай, Америка» тоже может быть понято по-разному, но результат один – то, что делает Вячеслав, очень любят.
При этом, щенячьего восторга «Ю-Питер» не вызвал, в разговорах звучали и разочарованные нотки. Публике, привыкшей, что ее подзаводят и подталкивают, было не просто воспринимать интровертную манеру команды. С другой стороны, эта «проблема» у групп Бутусова была всегда. В 80-х, помнится, ее решили, одев парней в строгие френчи – это придавало статичности суровую загадочность. Но этот вариант на экологическом фестивале вряд ли был бы уместен.

Ю-Питер


Ждали «Калинов Мост», но следующим был Atlantida project. Риска быть «съеденным» такими соседствами у него, как оказалось, нет - и по объективным, и по субъективным причинам. Солистка Саша Соколова больна – у нее тяжелая стадия рака, она проходит курс интенсивного лечения. На сцене Саша могла только сидеть. При этом ее шаманский голос и мощный инструментал, напомнивший Prodigy или Asian Dub Foundation, прозвучали актуально и зло, оставаясь, при этом, в рамках world-music. И все альбомы группы, кстати, были проданы. Это потенциальная вершина жанра - не только в эти три дня, но и вообще на российской сцене – в музыке есть характер и напор. Присоединяемся к пожеланиям здоровья.

Atlantida project

Музыкальная и информационная яркость Atlantida project ничуть не затемнили харизму Дмитрия Ревякина и его «Калинова Моста». Он просто вышел, и все встало по своим местам. «Просто» великая русская группа, понятная и музыкой, и поведением, и психлологией. Радуя знатоков и публику, группа сыграла почти двухчасовой сет из песен разных лет в том числе много старых хитов, вспомнила прерасные "Венч", «Девка красная», "Уходили из дома", "Родная".

Калинов Мост

Ближе к ночи настало время FolkBeat RF – группа предстала, как трио девушек плюс культовый драммер Владимир «Биг» Глушко. Музыка команды соединяет традиционное славянское многоголосие, электронику и beatbox. Получается напористо, позитивно и женственно. Девушки уже блеснули на ТВ, очень хочется на них надеяться.

FolkBeat RF

На третий день радовало этно-фьюжн трио Варвара Котова / Дмитрий Игнатов / Игорь Бурмистров, затем - королева стиля Инна Желанная. Основа ее программы - альбом «Изворот». В образе - уверенность и оригинальность, сплетение актуальных трендов и традиции. Закрывали событие «Хоронько Оркестр» и «Иван Купала», чьё предполагаемое возвращение на большую сцену, если состоится – только порадует.
Игрался на фесте и русский рок, была музыка Армении, Индии, Ирана, Ирландии – все были по-своему интересны, но волшебство несли не все. Вспоминались те, кто не играл на «Пути к себе», но формату феста соответствовал бы, кого пошел бы смотреть обязательно: Намгар (она была на одном из предыдущих  «Путей», а на этот раз, оказывается, тихо ходила среди зрителей), Алевтина, «Абвиотура», «Дочь Монро и Кеннеди». Они, возможно, будущее фестиваля. По сумме ощущений третий «Путь к себе» отменной программой и организацией, звуком и светом попал в свое время и на свое место. Будем надеяться, что опен-эйр-изобилие этого лета станет обычным делом.

Дополнительная информация