КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - «Противофаза-2016»: день первый

Искать

«Противофаза-2016»: день первый

23.04.2016 14:04, Музыка: репортажи


Эдуард
Абрамов

Недавно мне довелось увидеть афишу фестиваля «Противофаза-2013» — того самого, с которого, по сути, началась регулярная фестивальная деятельность журнала «Контрабанда». Нельзя сказать, чтобы разница была значительной.

Тот же клуб «Археология», те же неизменные группы «Уровень моря» и «Происшествие», во многом стилистически определяющие фестиваль до сих пор, те же полтора десятка малоизвестных и совсем неизвестных коллективов. Изменилось, пожалуй, одно: по сравнению с 2013 годом на фестивале практически нет музыкантов с именем (к ним я отношу Юлию Теуникову, Раду Анчевскую и «Дочь Монро и Кеннеди»). В 2016 году из них участвовал разве что «Трест», да и то, на мой взгляд, более известный в прошлом, чем в настоящем. И это сознательная позиция — продвигать творчество музыкантов, играющих по-настоящему интересную и независимую музыку, но не разжившихся ещё большой аудиторией.

Многое на «Противофазе-2016» было по-новому. Впервые на протяжении почти полутора месяцев продавались электронные билеты — не просто дёшево, практически даром, по 200 рублей на два дня. Впервые бумажная версия журнала «Контрабанда» не только была выпущена непосредственно перед фестивалем, но и включала большое количество материалов об участниках фестиваля. Также к фестивалю был приурочен выход диска «Андеграунд: современная история», куда было включено по одной песне каждого из участников феста. Исключений из правил получилось два — самарская певица Людмила Смирнова, в последний момент заменившая выбывшую группу «Камера обскура», и группа «Уровень моря», неучастие которой в диске стало единственным заметным проколом организаторов. В целом же подготовка фестиваля прошла с минимумом бардака, и все новации было решено использовать дальше, в других фестивалях. Тем более, что зрители оценили проделанную работу, и зал «Археологии» был прилично забит.

Диск «Андеграунд: современная история, часть седьмая: Воздухоплаватели» слушается любопытно, и, как предыдущие части, не оставляет цельного впечатления. Андеграунд — он же тем и хорош, что музыканты могут сами выбирать, что им интересно. Так и слушатели: вряд ли им понравится абсолютно весь материал, представленный на диске, но что-то по-настоящему крутое и запоминающееся здесь услышит каждый. Интересно, кстати, отметить несколько композиций, исполнители которых не принимали участия в фестивале. «Телевизор», явный хэдлайнер, очутился здесь благодаря партнёрству «Контрабанды» с музыкальным издательством «Геометрия», уже в третий раз делающим сюрприз для слушателей. Песня «Укатала» была выпущена «Геометрией» в альбоме «Путь к успеху» в 2015 году. Группировка Беловежская Пуща, панк-группа из Беларуси, является предметом особой симпатии контрабандистов. То, что ребята не смогли доехать до «Противофазы» грустно, но не фатально — первое знакомство состоялось, и теперь банду Фёдора Михайлова ждут в Москве осенью. «Дочь Монро и Кеннеди», уже несколько раз участвовавшая в проектах «Контрабанды», оказалась на диске по протекции одного из наших духовных наставников Сергея Гурьева с альтернативным миксом песни «Си-Си Кетч». Валерий Ходаковский, по словам Алексея Караковского, пока лучше звучит в записи, чем на сцене, но день, когда его группа «Седьмое дежавю» появится на «Противофазе», скорее всего, близок. «Keep Silence Band» не попали на диск по причине отсутствия записей в актуальном составе. «Felidae» не были уверены в том, что смогут выступить — и, в результате, действительно не выступили, но их песня вошла в диск. Песня «Ты звезда» группы «Алиби» (да-да, той самой, знаменитой ещё в СССР группы «Алиби») попала на диск в последний момент — отчасти по своей воздушной тематике, отчасти из-за того, что абсолютно наш по духу Сергей Попов ещё ни разу почему-то не принимал участия в проектах «Контрабанды» (mea culpa!).



Подача заявок на фестиваль началась ещё в январе и была столь активной, что её пришлось закрыть на два дня раньше обещанного срока 31 марта. Выбрать из 38 заявок 16 участников было более чем непросто. Разумеется, приоритет был отдан тем, кто участвовал в актуальной части диска «Андеграунд: современная история». Несколько заявок, не принятых, но приятно порадовавших организаторов, были заботливо отложены в сторону с тем, чтобы использовать их в следующие разы. Кроме этого, «Противофаза-2016», наверное, побила рекорд по количеству немосковских коллективов, причём организатор фестиваля Алексей Караковский, сам в прошлом году переехавший в Самару, этому специально не способствовал. Большая часть гостей выступила в первый день, предпочтя возвращаться домой ночью или в течение следующего дня. Неоценимую помощь в организации оказала команда партнёра фестиваля — интернет-радио HANDMADE.FM, предоставившее гитарный комбик и организовавшее профессиональную высококлассную видеосъёмку фестиваля. В общем, днём 16 апреля в «Археологии» было весело и суматошно. Клуб был переполнен, помимо обычных зрителей, ролевиками в полной амуниции и пьяными поэтами, забредшими с проходящего по соседству Фестиваля верлибра. Ребята из HANDMADE.FM укрепляли свой баннер, Алексей Караковский инструктировал волонтёров и на ходу знакомился с музыкантами из группы, уже заканчивающей отстройку звука. — Мы любим ставить первыми группы, которые пока ещё мало чем известны, и поэтому могут преподнести сюрпризы. Группа «Фронт наружу», открывающая фестиваль, отколола уже хотя бы то, что собралась. Мы привыкли видеть Пашу Быкова одного с гитарой, а теперь у него свой собственный коллектив! — представил ребят Алексей.



«Фронт Наружу» оправдал ожидания. В пресс-релизе фестиваля сообщалось, что группа, не мудрствуя лукаво, играет русский рок с особым акцентом на тексты песен, и Павел Быков, вполне известный в качестве андеграундного поэта, не разочаровал.



Также приятно порадовал дуэт «Cherso», уже выходивший на сцену «Противофазы» год назад. Вокалистка Оля Чернецова, которую за глаза тут же кто-то прозвал русской Софи Лорен, светилась обаянием. Не сказать, впрочем, что выступление группы обошлось без косяков — то ли из-за быстрого темпа, то ли из-за большого тонического диапазона, Оля не всегда попадала в ритм и ноту, но это мало кого огорчило. Дальнейшее расписание феста подверглось некоторому пересмотру. Сначала несколько песен исполнил Алексей Караковский — «Ватерлоо-роуд», «Инопланетянку», «Источник несчастий». Затем на сцену вышла группа из Иваново «Могло быть и хуже!».



— Эти ребята так и провоцируют на стёб над их названием. Скажу честно, мы вообще ни разу между собой не назвали их «Могло быть и хуже!». У нас они фигурируют под названием «Лучше не бывает!».

Фолк-рок, заявленный в качестве основного стилистического компонента, в музыке ивановцев, безусловно, присутствовал. Ребята умудрились спеть даже на древнегерманском языке, чем заткнули за пояс всех, кого можно и нельзя. Чувствовалась работа над визуальным образом — сочетание красного и чёрного в одежде четверых девушек и двоих парней не заметил бы только слепой. Но главным оказался, как это часто бывает, человеческий фактор. Такой жизнерадостный стёб, как у вокалистки Алисы Беловой, на андеграундной сцене встретишь редко. И это — при подчёркнутой скромности и шикарном драйве. В общем, группа оставила наилучшие впечатления и, как мне известно, практически сразу получила соблазнительные предложения о новых выступлениях.



— Сейчас на сцену выйдут музыканты, начинавшие на разогреве «Сектора Газа». По слухам, в будущем они будут выступать на разогреве у «Раммштайн» в «Олимпийском». Ну а пока они заехали к нам! — объявил Алексей Караковский.

«Дельфы» оказались идеально сыгранной поп-панк группой, по которой чувствовалось, что тексты им не так важны, как идеальная ритмическая и мелодическая гармония. Своей цели парни добились. «Эй, это кто там так на ударных играет?», — послышался заинтересованный голос откуда-то с бара, места тусовки археологических музыкантов. Кстати, заметим, что на «Противофазе» в зале почти всегда оказывается много участников феста прошлых лет. Вот и в этот раз мне удалось опознать нескольких музыкантов группы «Выдра» и лидера группы «Междометие» Алексея Старчихина.



«Уровень моря» изначально должен был закрывать фестивальный день, но в итоге Анастасия Диевская и Андрей Неганов сдвинулись в середину, спровоцировав массовые пляски в зале — типичная ситуация для выступления группы. Танцевали все — зрители, официантки, Алексей Караковский с дочерью и только самая юная журналистка «Контрабанды» Юля Калужская отдувалась за всех, бегая с фотоаппаратом. После заключительной песни, «Нормальный», безумие, наконец, закончилось, и на сцену вышли «Угли» из Сергиев-Посада.



На вопрос, что играют «Угли», Караковский дал весьма туманный ответ, что, дескать, группа очень любит панк-рок, но почему-то редко его играет. Выступление ситуацию не прояснило. Нежный голосок и плавные движения вокалистки Светы, действительно, как-то не сильно способствовали панк-стилистике и входили в противоречие с тем, что делали на своих инструментах другие участники коллектива. Впрочем, лучшие песни группы «Британский шпион», «Противоположности» и новёхонькая «Анальгин» прозвучали совсем недурно. Однако, специфика группы, в которой лидером является барабанщик, время от времени ощущалась. Закончили своё выступление «Угли» панк-кавером цоевской «Восьмиклассницы».



«Красный смех» из Тамбова изначально вызывал множество ожиданий. «Они уже как-то присылали нам демку несколько лет назад, и я подумал, что более хреновой группы я не слышал, но вы послушайте их заявку на фестиваль и офигейте, ага?», — делился в кулуарах впечатлениями Алексей Караковский. Честно говоря, заявка «Красного смеха» на «Противофазу-2016» действительно звучала очень убедительно и по-взрослому (какое счастье, что подача заявок была открытой!). Песня группы «Воздухоплаватели» стала первой на диске, и сам диск был назван в её честь. Кроме того, чрезвычайно интриговало то, что буквально только что вокалистка группы Майка Лунёвская с лёгкостью выиграла серьёзный литературный конкурс — поэтическую премию «Северная земля» (тоже проект «Контрабанды» и Караковского).


Феерию, которая потом началась, пересказать трудно. Началось всё с внештатной ситуации — на первой же песне с грохотом сломалась подставка для клавишных, но Дмитрий находчиво рухнул на пол вместе с инструментом и продолжил играть полусидя-полулёжа. Зал взорвался аплодисментами. Мелодически несложная музыка была крепко насажена на пульс ритм-секции и, забегая вперёд, отмечу, не сбилась с него ни разу. Сейчас уже трудно понять, в какой момент и с чего именно началось то, благодаря чему «Красный смех» навсегда отложится в памяти всех, кто был в этот вечер в зале. Импульсивные движения Тимура у микрофонной стойки и плавное раскачивание в такт Майки поначалу не выходили за рамки актёрской игры, которую мы видели на предыдущих фестивалях в исполнении, скажем, блистательного «Театра одного вахтёра». Но «Красный смех», тонко чувствуя настроение и драйв этого вечера, умело управлял и своими, и зрительскими эмоциями. Никто не заметил, как музыка закольцевалась, и диалог Тимура и Майки, обращённый друг к другу, как бы застрял на повторе, уводя в чистейшее шаманство. Нет, по залу не носились духи, и волшебные таблетки никому не раздавали, но вдруг картинка задрожала и рассыпалась. Последнее, что ухватил взгляд — корчащегося в припадке на полу Тимура, продолжающуюся медитативно раскачиваться Майку, в экстазе водящего локтём по клавишам Дмитрия… Окончание песни и последовавшая за ней тишина прозвучали странно, но это было ещё не всё. Последняя песня «Красного смеха» претендовала на разгрузку эмоций, но, по сути, она просто не дала сойти с ума, тем, кто ещё не сошёл.



Выступать после этого было адской мукой, но, к счастью, нижегородская певица Ира Верченова пела примерно в том же психоделическом ключе, что и «Красный смех». Тихая акустическая меланхолия под гитару с нежной флейтой Евгения Шведовского — это было, наверное, лучшее окончание безумного вечера.

Дополнительная информация