КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Герои панк-рока по средам, ч.28: Holy Sisters of the Gaga Dada (США)

Искать

Герои панк-рока по средам, ч.28: Holy Sisters of the Gaga Dada (США)

24.03.2015 23:54, Музыка: статьи


Алексей
Караковский

Оговорюсь сразу: автор практически ничего не знает о жизни Джилл Фидо (урождённой Джилл Филдс) и вообще не уверен, что она являлась лидером тех групп, в которых играла и пела. Но именно эта женщина связывает друг с другом несколько интересных и самобытных постпанк-коллективов, выступавших в 1979-1988 годах в калифорнийском городе Санта Крус.

Санта Крус был продвинутой провинцией. Сюда приезжали все звёзды панк-рока — Патти Смит, Игги Поп, «Ramones», «Clash», «X», «Gang Of Four», «Avengers», Нико, Джон Кэйл и многие другие. Во многом этой контркультурной жизни способствовал открытый в 1976 году Арт Центр Санта Крус, где с 1980 по 1983 годы работал Генри Гэмпл из группы «Scapegoats». Обилие классных панк-концертов не могло не вызвать ответную реакцию со стороны местных музыкантов. Как раз для них Гарри вместе с местными промоутерами стал проводить  «Понедельники в арт-центре». Эти смотры достижений продолжались до марта 1981 года, пока сцена не была закрыта на ремонт. Из-за многочисленных жалоб соседей на шум Арт Центру пришлось объясняться с городской прокуратурой. Тогда сцену объявили театральной, а танцпол заставили рядами стульев, но концерты в Арт-центре всё равно эпизодически продолжались весь 1983 год.

Первой группой Джилл Фидо был квинтет «X-Dreamists», в которой Джилл наяривала на электрооргане и пела. Помогали ей гитаристы Дебби Дред, Майк Мили, басист Марко Мистериозо и барабанщик Джефф Икс. Группа запомнилась радикальными политическими призывами и олд-скульным, «британским» пониманием панк-музыки. Звук у электрооргана Farfisa был в стиле шестидесятых. Группа не брезговала многоголосьем — два мужских и два женских вокала к этому располагали.

В конце 1979 года группа поменяла состав и название: после отъезда Дебби в Лондон (там она играла в «Tiger Wave») и ухода Джеффа в «Spikes», ребята поменяли название на «Schematix» и стали давать регулярные концерты с новым барабанщиком Харрисом Харрисом. Иногда группа ездила выступать в Лос-Анжелес («Hong Kong Cafe») и Сан-Франциско в компании с теми же «Spikes» и другими панк-группами Санта Круса, которые можно было сосчитать на пальцах одной руки («Small Nambas», «Real Music» и др.).

Записать «Schematix» сумели совсем крошечную часть своего репертуара — поэтому мы никогда уже не услышим, к примеру, песню Джилл Фидо «Я не хочу в мужской туалет». В январе 1981 года у группы вышла единственная, записанная годом раньше пластинка с тремя песнями. Это были «Jagged Edge» («Зазубренное лезвие»), «Conspiracy of Fun» («Заговор веселья») и «Nothing Special» («Ничего особенного»). Также была известна песня «Too Dead» («Слишком мёртвый»). По воспоминаниям очевидцев, на вечеринке по случаю выхода диска в Арт-центре Санта Крус собралось 150 человек — впрочем, тираж пластинки был ненамного выше. К этому времени Харрис Харрис покинул группу, а из заменявших его от случая к случаю музыкантов можно было собрать целый ансамбль барабанщиков. В конце концов, в 1983 году Джилл решила покинуть ставший бесперспективным коллектив, и на этом история  «Schematix» закончилась.

Биографии её коллег по группе сложились по-разному. Гитарист и вокалист Майк Мили (в миру Майк Саундерс) и Харрис Харрис (Харрис Табак) оставили музыку, оба стали юристами и, как говорят, представляют противоположные стороны политического спектра. Что касается Марко Йовино Мероки, выступавшего под именами Марко Мистериозо и Марко Пого, то он стал настоящей легендой местной панк-сцены. Марко играл во множестве групп на басу, гитаре и аккордеоне — нетипичном инструменте для американских панк-групп. Недолго встречался с вокалисткой «Small Nambas» Тайгер Уорд, пока та не укатила в Лондон в начале 1981 года. Марко был политическим активистом за права квартиросъёмщиков, много читал и сам писал книги. В городе получил известность написанный им в соавторстве спектакль «Ломо, о Лома». Марко умер в 2000 году от СПИДа в Лонг-Айленде (Нью-Йорк), куда он приехал, чтобы помочь организовать национальную забастовку арендаторов. Он был почетным членом индейского племени олони, населяющего северную Калифорнию — уникальное достижение для панк-музыканта.

Новый коллектив, в котором стала выступать Джилл Фидо, перейдя с клавишных на бас-гитару, «The Holy Sisters of the Gaga Dada», появился на свет в 1981 году — как раз когда состав «Schematix» и Арт-центр Санта Крус стали проявлять признаки нестабильности. Первоначально это был творческий союз клавишницы Мэри Джин Шаффер и гитариста Бланка Блэка, усиленный известным в городе мастером сценического перформанса саксофонистом Джеффом Грубичем, а также ритм-секцией. Этот коллектив разбежался очень быстро. После того, как к Мэри Джин присоединились Джилл Фидо, гитаристка Ким Сокитт (Ким Доктер) и короткостриженая Зеро Джезеффски-младшая, умеющая лупить по барабанам чуть ли не громче самого Кейта Муна, состав стал полностью женским и продержался, судя по всему, до самого распада группы.

Мэри Джин Шаффер полностью оправдывала дадаистическое название группы своими сумасшедшими выходками. Не прикладывая особых усилий, она всегда была изысканно и модно одета, а перформанс был её нормальным времяпровождением. Например, по одному из типичных сценариев, она приходила в закусочную в Потреро-Хилл в Сан-Франциско во время обеда, когда там было больше всего людей. Надев продуктовый мешок на голову, она заявляла, что была изуродована в результате несчастного случая, и наслаждалась реакцией. Единственная постановочная фотография участниц группы, которые якобы занимаются каким-то религиозным ритуалом — это цветочки по сравнению с тем, что творила Мэри Джин в реальной жизни. Стоит ли удивляться столь поспешному бегству первого состава её группы?

Музыкальная карьера «Holy Sisters of the Gaga Dada» была удачнее, чем у «Schematix». Еженедельник «L.A. Weekly» объявил их лучшей альтернативной группой года. Критики были в восторге от «эксцентричных, квази-религиозных образов и феминистских политических идей». Около 1984 года «сёстры» переехали в Голливуд, где снялись в телепрограмме «Once Upon Her Time». Эта передача, посвящённая женщинам 80-х годов, вышла на кабельном канале «Lifetime Cablevision Network». В 1986 году девушкам удалось записать целый альбом «Let's Get Acquainted» в стиле «новой волны» и «готик рока», в котором с серьёзными вещами соседствовали пародийные кавер-версии. Хит Роя Орбисона «Oh! Pretty Woman» «сёстры» специально сделали монотонным и занудным. Оставить от заводного хита одну фразу и равнодушно её бормотать — это по-панковски!

Мрачную композицию «Paranoid» из репертуара «Black Sabbath» девушки аранжировали с весёленьким аккордеончиком, на котором играла Мэри Джин Шаффер.

Двумя или тремя годами позже у группы вышла также концертная запись «Gaga at the Gogo». О времени распада коллектива судить трудно — последние известия о нём датируются 1989 годом.

На этом следы нашей героини Джилл Фидо теряются. Также ничего не известно о судьбе барабанщицы Зеро. Что касается гитаристки Ким Сокитт, то она продолжила музыкальную карьеру в Чикаго, но в середине девяностых вернулась в родной Санта Крус, где помимо музыки стала заниматься журналистикой и спортом, войдя в роллерский клуб «Santa Cruz derby girl». Некоторое время она вела еженедельную колонку в «Good Times» и свой личный блог (под именем Ким Люк). За словом она в карман не лезет: «Фраза "far from the public gaze" («вдали от внимания публики») легко превращается в "public gays" («публичных геев»), когда ты отслушиваешь мальчиков бэк-вокалистов. Хорошее название для мужского хора!»

Что касается Мэри Джин Шаффер, то, насколько можно судить по отрывочным слухам, она перебралась в Альтадену, где стала давать уроки музыки. В январе 2003 года она играла на аккордеоне на концерте по случаю Дня рождения Элвиса Пресли. А в 2012 году «Pasadena star news» поведала любопытную историю, вполне в духе эксцентричной Мэри Джин Шаффер.

В 2010 году у неё умер брат Роберт. Дом его был разграблен, и в том числе угнана машина, Корветт 1979 года. Для Роберта это была больше чем машина — это была первая сделанная им модель, когда он стал работать инженером в компании General Motors. Позже он забрал Корветт к себе домой и держал его в идеальном состоянии, как музейный экспонат. После того, как полиция сообщила, что найти машину ей не по силам, Мэри Джин бросила все дела и вместе со своей собакой, австралийской овчаркой по кличке Квазар, отправилась на поиски машины по всем Соединённым штатам. «Чтобы не лишиться рассудка» (интересно, что она имеет в виду под этим словом), Мэри Джин решила принимать участие во всех встреченных по дороге шоу и выставках собак. Необычная детективная история прекрасно работала: собаку буквально заваливали наградами, карьера пса и его хозяйки шла вперёд космическими темпами. Шаффер начала давать журналистам пафосные интервью о «духовном путешествии девушки и собаки», о единении с природой и Богом. Правда, вскоре легенда начала становиться похожей на фарс, но, к счастью, именно в этот момент, спустя десять месяцев после начала поисков, машина вместе с грабителем нашлись в Индианаполисе. «Квазар везде ходит со мной», — сказала Шафер, — «Он на моей стороне 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Все, что я делаю, делает и он. Он ходит со мной на уроки фортепиано. Он поёт, и это опасно: если кто-нибудь рядом запоёт фальшиво, Квазар начинает лаять».

Я думаю, если вы вдруг окажетесь в Альтадене, вам не помешает взять у Мэри Джин пару уроков.

Вот подборка лучших песен «Holy Sisters of the Gaga Dada».

Round and Round

Mister Mister

Neighbor's Scream

For Pete's Sake / Shades Of Gray

Housework in Exile

Future

 

Фото:

http://scum.wikia.com/wiki/The_Schematix 

http://scum.wikia.com/wiki/The_Holy_Sisters_of_the_Gaga_Dada

Джей Нео Марвин http://www.jneomarvin.com/

Джулия Клима. http://julieklima.com/

Дополнительная информация