КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Герои панк-рока по средам, ч.54: Butthole Surfers (США)

Искать

Герои панк-рока по средам, ч.54: Butthole Surfers (США)

30.09.2015 08:16, Музыка: статьи


Алексей
Караковский

Подобно тому, как «Devo» были поначалу американской студенческой рок-группой (только очень странной), молодые техасцы Гибби Хейнс и Пол Лири тоже начинали с учёбы в престижном университете Троицы в Сан-Антонио. По окончанию бакалавриата Лири решил получать диплом магистратуры по специальности «управление бизнесом», а Хейнс, в прошлом капитан баскетбольной команды и паинька, пошёл работать в приличную компанию бухгалтером. Там-то его и замели за изготовлением самиздатовского псевдо-медицинского панк-фанзина: Гибби и Пол собирали фотографии пациентов с уродствами и придумывали идиотские истории болезни, которые якобы привели к такому итогу.

После этого Гибби бросил бухгалтерию, а Пол по окончанию первого же семестра — учёбу. Вместо этих глупых занятий они продолжили занятия медициной, изучая на себе действие наркотиков. После непродолжительного творческого этапа торговли нижним бельём с изображением Ли Харви Освальда, стала получаться и музыка — тяжёлая, дикая, атональная. Не все её понимали: первого барабанщика Гибби прогнал, дав ему по морде. Вдобавок, во время одного из концертов конферансье забыл название группы и объявил их по первой песне — «Butthole Surfers». Так музыканты обзавелись тремя важными вещами: названием, новым бессменным барабанщиком Кингом Коффи и приглашением от легендарного Джелло Биафры выпустить свой диск в музыкальном издательстве «Alternative Tentacles». 

Не везло с одним — с деньгами. Их не было ни у «Butthole Surfers», ни у Джелло. Выпуск первого альбома «Butthole Surfers» «Brown Reason to Live» был сопряжён со множеством трудностей. В студии была записана только половина материала, вторая же часть отбросила, как тень, концертную версию, вышедшую под названием «PCPPEp» (обе были переизданы одним диском в 2003 году). Уже на первом EP звучит одна из лучших психоделических композиций группы «Hey» (и в студийной, и в концертной версии). 

Ничем не уступают ей панк-боевики — к примеру, «Suicide». Первой большой работой группы стал альбом «Psychic… Powerless… Another Man`s Sac», вышедший в 1984 году. Помимо самоназванной композиции «Butthole Surfers» выделю две — построенную на примитивнейшей хроматической гамме дерзкую «Woly Boly» и обильно усыпанную непотребными звуками «Lady Sniff». Джентльменский набор пионеров панк-психоделии включал также медитативную композицию на шесть минут, причудливые искажения гитар и голоса, а самое главное — прекрасно сыгранный нойз наподобие того, что исполнялось примерно в те же годы на нью-йоркской nowave-сцене.

Не имея возможности нормально издать свои студийные безумства, группа вовсю занялась тем, что ей было по силам, отправившись в турне по стране. Тут кунсткамерный фанзин уже кому угодно показался бы детским баловством. Вторая барабанщица со скромным именем Тереза Нервоза (Тереза Тэйлор) стучала с Кингом Коффи настолько в унисон, что их объявили братом и сестрой (общее прошлое в составе школьных оркестров помогало поддерживать легенду), причём играли они, стоя в полный рост. За спину музыкантам проецировались всякие гадости типа аварий, взрывов, разбегающихся во все стороны гигантских тараканов, хирургической операции по пересадке члена, и тут же — полянка, солнышко, козочки и всё в таком духе. В сочетании с безумным количеством одновременной работающих стробоскопов, шоу «Butthole Surfers» не просто действовало круче, чем их любимая кислота, но и реально доводило слушателей до эпилептических припадков. 

Не удивительно, что второй альбом «Rembrandt Pussyhorse», записанный в Детройте на родине «MC5», получился ещё более психоделическим, чем первый. Именно в нём содержатся композиции, придавшие группе культовый статус — преисполненная мучительных воплей «Sea Ferring» и тягучая, с вывернутой наизнанку скрипкой «Creep In The Cellar». Вместо тяжёлых гитар, характерных для звука «Butthole Surfers», здесь звучат какие-то странные, размазанные реверберацией наигрыши, благодаря чему звук напоминает одновременно психоделию 60-х годов и работы таких пост-панк групп как «U2» и «REM». Более абстрактный и вместе с тем тяжёлый по звуку альбом «Locust Abortion Technician» (1987) затмил предыдущий альбом по популярности, хотя, в целом, мне кажется не сильно удачным.

Именно в это время группа получает культовый статус. Хейнса приглашает для совместной работы в «Ministry» Эл Йоргенсен, с которым записывает одну из лучших композиций альбома «Psalm 69» — «Jesus Built My Hotrod». На концертах «Butthole Surfers» трясут хайрами юные Курт Кобэйн («Nirvana») и Крис Корнелл («Soundgarden»), которые потом скажут, что именно эти шоу заставили их взять в руки гитары и изобрести гранж. Даже Егор Летов в далёком СССР активно хвалил американцев, а в 2005 году выдал следующее: «Основополагающее влияние на то, для чего в группе вообще ударные нужны, оказала команда Adam and the Ants, а также Butthole Surfers. Мое понимание ударных, оно из области панка и новой волны, это человек, стоящий в полный рост. Не сидящий жопой на чём-то, а топающий, пляшущий, агрессивно молотящий по всему, что под руками, как уличный боец. Для меня сидячие ударные — это как музицирование на пианино, а вертикальная стойка на ногах — это как гитара, как голос».

Диск 1988 года «Hairway To Steven» (искажённое название песни «Led Zeppelin» «Stairway To Steven») определённо ориентировался на слушателей «не в теме» (в нём даже появляется акустическая гитара), но на самом деле здесь «Butthole Surfers» просто-напросто эстетично и внятно доносят свою панк-психоделическую эстетику. Хитовая песня «I Saw An X-Ray Of A Girl Passing Gas» на фоне предыдущего творчества группы кажется почти попсой. Новый подход к аранжировкам продолжился и на новом, ещё более удачном EP 1989 года «Widowermaker!». После этого удачного периода в «Butthole Surfers» явно начался кризис идей. Альбом «Pioughd», видимо, записывался с целью достать всех — столько занудных повторов и затянутостей нет ни на одном альбоме группы. Хейнс и Лири выпустили по сольному диску, а Тереза Нервоза покинула группу. 

Вместо того, чтобы почётно расстаться, «Butthole Surfers» выкинули такой номер, который от них никто не ожидал — подписали контракт в мэйджор-лэйблом «Capitol Records». Первый альбом в качестве мэйнстрим-группы — «Independent Worm Saloon» (1993) — продюсировал Джон Пол Джонс из «Led Zeppelin». Отрицательно на звуке это точно не сказалось — первая композиция «Who Was In My Room Last Night» воспринимается свежо и драйвово, а «The Wooden Song» можно назвать, без преувеличения, шедевром. Так техасские панки внезапно стали одной из наиболее творческих и смелых американских поп-рок-групп.

Запала хватило и на следующий альбом, «Electriclarryland», вышедший в 1996 году. Из него стоит отметить шумную «Birds», но более популярными стали «TV Star» и особенно «Pepper», захватившая без боя радиоэфир. 

К этому времени группу покинул басист Джефф Пинкус, игравший в группе целое десятилетие — с 1986 года. Любви с «Capitol Records» не сложилось, и следующий альбом «After The Astronaut» (2000) вышел уже на другом лэйбле и под названием «Weird Revolution» (2001). Состав песен у двух пластинок несколько отличался — во второе издание вошла удачная песня «Dracula From Houston», а в первой звучат несколько интересных композиций без названия, под номерами («Untitled #1», и так далее). Однако, в целом, от поздних работ группы возникает ощущение унылой попсы…

 «Butthole Surfers» до сих пор эпизодически дают концерты в своём «золотом составе», но эта студийная работа стала последней — после неё у группы выходили уже только сборники, переиздания и концертные записи. Правда, Гибби Хейнса хватило ещё на один сольник — «Gibby Haynes & His Problem» (2004), довольно удачно продолживший тенденции, намеченные «Butthole Surfers» в предыдущие годы.

Фото: официальный facebook группы.

Дополнительная информация