КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Анатолий Вапиров: «Я не занимаюсь музыкой, только когда сплю»

Искать

Анатолий Вапиров: «Я не занимаюсь музыкой, только когда сплю»

08.06.2016 22:33, Музыка: интервью


Александр
В.
Волков

Виртуозный саксофонист Анатолий Вапиров долгие годы живёт на своей исторической родине — в Болгарии. Однако, когда-то, во времена СССР, он был одним из самых продвинутых и интересных джазовых музыкантов нашей страны. Говорим с Анатолием о Сергее Курёхине и Владимире Резицком, о стартующем  скоро фестивале, который Вапиров  25 лет проводит в городе Варна, о русском джазе будущего.

«Контрабанда»: Многие любители музыки узнали вас в 70-х по композициям «Болгарское рондо», «Славянская мистерия», по альбомам фирмы «Мелодия», позднее по релизам Leo Records. Ваш новый альбом «Gardarika. Live in Arkhangelsk», выпущенный московским издательством ArtBeat Music, соединяет языки  джаза и славянской культуры. Можно ли это назвать магистральным, важным направлением в вашем творчестве? Как это направление музыки развивается, какое у него будущее?
А.В.: Да, пожалуй, у меня это направление магистральное, я всю свою сознательную джазовую жизнь искал что-то подобное, и мне кажется, я уже близок к тому, чтобы всё-таки найти! А насчет будущего, я его пожелаю всем направлениям джаза, но мне кажется, реальное будущее только в поисках фольклора, переосмыслении и создании на его основе новой музыки.


«Контрабанда»: В записи альбома «Gardarika. Live in Arkhangelsk» принял участие коллектив виртуозов — настоящая all-stars российской свободной музыки. Расскажите, как он формировался.
А.В.: Этот состав я искал много лет, например, Сережу Старостина (фолк-вокал, духовые) я знаю очень давно, он был у меня на фестивале с Moscow Art Trio. Несколько лет назад я был приглашен в «Оркестр Московских Композиторов», и мы встретились в Лондоне. Что-то сыграли вдвоём, и этот момент мне запомнился. Когда пришло время проекта, я пригласил Старостина, и я безумно счастлив, что он согласился, потому что в этом материале он — божествен.
С Антоном Горбуновым (бас) мы втретились в Иерусалиме на фестивале «Джаз Глобус». Мы играли в проекте Славы Ганелина, затем встретились в моем родном Бердянске, и так и пошло приятельство. С Юрой Парфеновым (труба) мы старые друзья, ещё с шестидесятых годов. С Майком Делл Ферро (фортепиано) я познакомился два года назад на фестивале в Томске, ну, а с Олежкой Юдановым (барабаны) я знаком, наверное, столько, сколько и с Володей Резицким, так что можно смело сказать, что создал эту группу таким же методом, как и Дюк Эллингтон — он собирал своих друзей, а потом смотрел, на каких инструментах они играют. Все участники группы имеют особенное отношение и особенные познания в древне-русском фольклоре, поэтому они и в группе.


«Контрабанда»: Альбом «Gardarika» (это древнескандинавское название Руси — «Страна городов») записан на фестивале Владимира Резицкого в Архангельске. Расскажите про ваше отношение к Резицкому, ведь он тоже сплавлял фолклор и джаз.
А.В.: С Володей я познакомился в далеком 1967 году, мы встретились на гастролях. Я думаю, что в принципе мы с ним занимались одним и тем же, только он в более аттрактивной и перформансной манере, а я в более академической. Думаю, что в творческом плане ему повезло больше, чем мне. У него с самого начала были единомышленники, команда, и они прошли весь путь вместе с ним, до конца его жизни. Это прекрасно, что и после его ухода они подолжают развивать его идеи и поддерживают его фестиваль. Я просто снимаю перед ними шляпу.


«Контрабанда»: Вы приезжали в Архангельск во время фестиваля «Leo Recirds in Russia». Что вы думаете про группу «Архангельск», старую — Владимира Резицкого — и её нынешнее лицо?
А.В.: Группа «Архангельск» была первым российским коллективом, который играл у меня в Варне на первом фестивале Советского джаза 1991 году , и вот в этом году у меня юбилей, 25-й фестиваль, и я вновь пригласил их сыграть.


«Контрабанда»: Расскажите, пожалуйста, подробнее про ваш фестиваль в Болгарии. Что там самое интересное, где и как познакомиться с музыкой?
А.В.: Фестиваль есть на Facebook — Varna Summer International Jazz Festival, сайт фестиваля- vsjf.com. Информация и музыка там есть. В этом году фестиваль юбилейный, и я решил пригласить музыкантов, которые хоть один раз, но играли в Варне, и сделать из этих музыкантов юбилейный Биг-Бенд. Неделя на репетиции и заключитель-ный концерт фестиваля — 31 июля. Так что приезжайте, милости просим, фестиваль с 28 до 31 июля.


«Контрабанда»: С фолком можно делать всё, что угодно? Есть ли тут границы?
А.В.: Я к сожалению, не имею возможности следить за джазовой жизнью в России, поэтому не могу сказать о конкретных современных фактах, но в прошлом я помню пьесы, где вначале была а-ла русская тема, а дальше импровизация по американскому блюзу. Эти моменты я даже комментировать не хотел бы. Я думаю, что в России найдутся современные молодые музыканты, которые поведут за собой ещё более молодых выходцев из Беркли и создадут русский джаз будущего.


«Контрабанда»: Возможно ли восстановление утраченой народной культуры в России? Ведь она долгие годы не поддерживалась! Или же есть надежда на формирование новой культуры, которая будет вспоминать, опираться на старую, на то, что ещё сохранилось?
А.В.: Это всё вам надо бы спросить у тех, кто на местах создают эту культуру. А я уж совсем не имею к этому отношения, я человек из-за рубежа, и моё видение сегодняшного джаза и его будущего — это только моё видение. Я не создаю русскую культуру в России, я только питаюсь корнями её и пытаюсь взглянуть в будущее из провинциальной балканской страны. Да, русская культура даёт мне воздух, но не только русская: и армянская, и болгарская, и всякая другая. Так уж я был воспитан в Советском Союзе. Меня ещё в юности интересовало многообразие музыкальной жизни, и я воспитывался на этих примерах, благо тогда мы не спрашивали друг друга — какой ты национальности, а понимали это по песням, которые люди пели.


«Контрабанда»: Как вы оцениваете нынешнее состояние в России свободного джаза, импровизационной музыки? Есть ли интересные для вас молодые музыканты?
А.В.: Никак не оцениваю. То, что я слушал, а слушал я совсем мало, мне не нравится, но я надеюсь, что таланты ещё появятся.


«Контрабанда»: На недавно изданной коллекции фильмов Лео Фейгина «New Music From Russia» — есть и ваш с Сергем Курёхиным фильм «Балканская сюита». Понравился ли вам этот релиз лейбла «Геометрия»? Полезно ли оно, хорошо ли издано?
А.В.: Да понравилось. Я его, конечно, знаю хорошо. Дуэт наш неплохой, Серёжа играет великолепно, это, наверное, одно из выдающихся его выступлений — в музыкальном смысле, конечно. Сделано всё отлично. Да и Лео довольно солидно выступает вначале, только вот информацию, конечно, он, как всегда, высасывает из пальца.


«Контрабанда»: Что же там неточно изложено?
А.В.: Корни, связывающие меня с Болгарией, очень солидные, я болгарин по отцу, деду, прадеду и так далее. И, конечно, семья принадлежала к гяурам — так турки называли болгар, которые сопротивлялись их владычеству и были для них бандитами (гяурами). Поэтому, чтобы уцелеть, они сбежали почти целой деревней — в Россию (в XIX веке, а не в 30-х годах XX века, как говорит Лео). Екатерина им дала земли на Азовщине, и они там организовали свою деревню Инзовку. Оттуда родом мой отец, спасибо, что хоть вторая половина представления Фейгина верна — я женился на болгарке и эмигрировал в Болгарию. Вот и вся история.


«Контрабанда»: Сергей Курёхин стал известным музыкантом благодаря сотрудничеству с вами. В вашем фильме с Курёхиным — он тонкий и чуткий музыкант. Но сейчас про него говорят чаще, как про мастера перформанса, шок-шоумена, политика, — а не как про самобытного, необычного джазмена. Его музыка не проанализирована. Расскажите, по-жалуйста, каким он был музыкантом — в ансамбле, в аккомпанементе? Каким он был человеком — в общении с другими музыкантами?
А.В.: Да, это верно, он был тонким и чутким, но раскрылся только в перформансе, в шоу, и как-то о музыке все позабыли. Главное, как мне кажется, то, что он и сам — позабыл. Но бог ему судья, я его любил, люблю и очень сожалею о том, что он так рано ушёл. Может он сам оставил вопрос о музыке на потом и не успел, всё может быть….


«Контрабанда»: Интересно ли вам сейчас вспоминать те времена?
А.В.: Да, конечно, я вспоминаю молодые годы. Дума-ешь — а вот если бы ты это сделал не так, а этак, может и жизнь пошла бы по-другому. Но, это всего лишь ностальгия по молодости, я ни о чём не жалею в своей жизни и радуюсь тому, что она ещё продолжается.


«Контрабанда»: Многие советские джазмены, известные на рубеже 90-х годов, живут сейчас не в России. Лучше ли идёт их творчество за рубежом, какие в этой ситуации плюсы и минусы?
А.В.: Я к сожалению, как был одиноким волком, так им и остался. Я не знаю, как устроились русские музыканты за рубежом, у меня было несколько друзей, но и они уже в мире ином, так что этот вопрос тоже не ко мне.


«Контрабанда»: Как проходит ваша жизнь в Болгарии, когда вы не занимаетесь музыкой?
А.В.: Я не занимаюсь музыкой, только когда сплю, но и тогда мне может присниться что-то совсем музыкальное!


«Контрабанда»: Какую музыку вы слушаете дома?
А.В.: Дома я слушаю в основном те диски, которые мне присылают музыканты со всей Европы, которые хотят сыграть на фестивале. А их, поверьте, немало. Поэтому времени, да и желания слушать что-то ещё не остается. Но иногда —ставлю симфонии Малера или Шостаковича , это для меня сейчас отдушина.

Дополнительная информация