КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Зартипо: Голова не самый главный орган восприятия

Искать

Зартипо: Голова не самый главный орган восприятия

30.08.2021 08:44, Музыка: интервью


Александр
Томанов

После концерта минского рок-проекта Zartipo в ММДК, когда организаторы уже обсудили с лидером группы Андреем Ивановым следующий приезд музыканта, Мы тоже поговорили с единственным, на данный момент, участником команды.



Нас интересовали особенности создания шоу, которое вобрало в себя гитарные импровизации, футуристическую видео-инсталляцию и работу с комплектом винтажной аудиоаппаратуры, а также расшифровка названия проекта и мировоззрение белорусского музыканта, принципиально исполняющего концептуально сложную музыку в эпоху тотального опрощения.


Zartipo в Доме Культуры 13 июня 2021 года

KBanda.ru: Какие ощущения оставил концерт?

Андрей Иванов: Нахожусь под громадным впечатлением! Получилось сделать многое и прием публики был отличный.


KBanda.ru: Мы тоже под впечатлением — от музыки. И, всё-таки, спросим — что же такое «Зартипо»? Каково происхождение этого слова, есть ли тут какая-то концепция.

Андрей Иванов: Слово «Зартипо» возникло в 1987 году. Вокалист того состава (группа тогда называлась: «Близнецы» или Twins) Валерий Шашок любил такой особый «разговорный жанр» с разными необычными и новыми словами. Как-то мы с Димой Плотко — в том составе были два лидера — Дима и я, услышали у Валеры слово «Зартипо» и мгновенно, одновременно отметили: «очень интересное слово! … в этом что-то есть!» И решили переименовать группу. При этом, сама идея переименоваться висела в воздухе давно.


KBanda.ru: Но это слово сначала ничего не обозначало, верно? Только потом какой-то смысл появился — шутливый, сленговый?

Андрей Иванов: Я даже особо и не интересовался у Валеры, какое содержание или смысл он вкладывал в это слово. После «официального» принятия его, как названия группы, я вообще ничего не думал, да и остальные тоже! Это уже много лет спустя, когда в группе были другие музыканты и были концерты в Германии, обсуждались и комментировались версии содержания слова. Особенно швейцарскими и немецкими друзьями музыкантами! Например, говорили, что-то вроде такого: «ZAR» — это «царь», «TIPO» — типичный; то есть просто — «типичный Царь»! (смеётся)

Можно ещё вот так: Z = последня буква, ART = арт, I = и, P = 3,14159265359, O = круг или вечность… Я вспоминаю Лявон и Шашок изобретали новые слова переворачивая и корежа всё на свете. Шашок начал с «party is over» и закончил с «Зартипо»: «Party is over -> partyzo -> zortypa -> zartipo».


 

KBanda.ru: Хорошо. Вот тема и раскрылась! Из случайности словно вырастают разные вектора и направления мысли. И, слушая вашу музыку, всегда хочется думать о больших формах и смыслах в искусстве. Определения вроде «трёхмерное фрактальное космическое путешествие звуковых объектов Зартипо» звучат очень уместно. А есть ли у новой программы сюжет, концепция?

Андрей Иванов: Эта большая цельная программа, приблизительно двухчасовая. В ММДК я не доиграл приблизительно полчаса. Она состоит из 4 разных «музык», отличных по способам сочинения, программирования и по годам создания — 1997, 1998, 2000 и 2015. Большая же форма складывается по принципу максимальных контрастов всех типов. Например, громко/тихо, быстро/медленно, консонанс/диссонанс, ладотонально/медитативно и тому подобное. И плюс, очень много импровизации, наверно 50 %.


KBanda.ru: Можно подробнее рассказать о технологии создания программы?

Андрей Иванов: Все партии «группы» созданы в MIDI-секвенсоре; аудио лупы нигде не используются.


KBanda.ru: Есть ли названия у отдельных частей? Может быть — «для себя», для личного использования.

Андрей Иванов: Названия состоят из номеров программ, эффектов гитарного процессора, который я использую на концертных выступлениях.

Часть «1997» года создавалась паттерным секвенсором, плюс изменяющийся общий темп — как будто дирижёр дирижирует! Часть «1998» — паттерный сквозной секвнсор, ни один паттерн не повторяется. часть «2000» — 100 % свободное наигрывание — программирование партий в MIDI секвенсоре на Atari, плюс изменяющийся общий темп. Часть «[[2015 (композиция Zartipo)| 2015» — свободная импровизация на восьми виртуальных синтезаторах в MIDI секвенсоре Cakewalk Sonar. В «1997»; «1998»; «2000» использовался синтезатор: Boss DR-5. В программе 22 композиции и между ними звучит зацикленная Часть «2015».


 

KBanda.ru: Глобально выглядит. Звучит тоже! Насколько сильно в шоу связаны музыка и изображение?

Андрей Иванов: Видео-линии — «точные копии» сюжетных линий музыкальных композиций, или, другими словами, это одно и то же!


KBanda.ru: Очень интересует сотрудничество с покойным лидер белорусской группы «Князь Мышкин» Леонидом Нарушкевичем (1964—2019). Есть ли видео с ним? Можно какие-то подробности общения, сотрудничества.

Андрей Иванов: В сети есть несколько видео с Лёней Нарушевичем, например, фестиваль «Рок-крок», концерт в Мозыре. Тут фишка в том, что я уже был заранее готов к встрече с таким необычным товарищем! Отсюда и результат.


KBanda.ru: С какими ещё параллельными работами, близкими «Зартипо» можно познакомиться, что посмотреть?

Андрей Иванов: Вспомню две работы с видео: музыка к фильму о Чернобыле; и вторая — музыка к немому кино «Октябрь» Эйзенштейна.


 

KBanda.ru: А есть ли философское, мировоззренческое понимание того, что звучит и показывается?

Андрей Иванов: В чистом виде сюжета, концепции у программы нет. Стараюсь избегать их, чтобы не попадаться в зависимость от «мыслительных» конструкций. Думается мне, что голова всё-таки не самый главный орган восприятия!


KBanda.ru: Но годы — в названиях есть! Это уже — концепция!

Андрей Иванов: «Это точно» (Сухов (с))! Куда ж от головы денешься! О музыке могу написать очень много разнообразных гипотез, но все они как-то не очень меня самого убеждают! Я чувствую себя практическим следопытом: объяснить не могу, рассказать могу!
==================================

Использованы материалы из Викиновости - Бегство от головы или что такое «Зартипо»/a>


Дополнительная информация