КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Прогрессив и прогресс

Искать

Прогрессив и прогресс

14.12.2014 11:54, Музыка: рецензии


Александр
В.
Волков
Обложки

Арт, экспериментальный рок традиционно пребывают у нас на отшибе – как и многие вещи, которые могли бы помогать строить культуру. Но вот такая ментальность. Последние широко популярные работы в названном жанре датируются у нас, пожалуй, далёким началом 80-х. Во всём мире, тем временем, эта музыка нередко даёт известных и долгоживущих в сердцах публики артистов. Наши же - в интеллектуальном подполье. Новые альбомы – репортаж оттуда, где создают прогрессив.

 «Контора Кука» «Cредняя Волга» (Геометрия)

Самарская команда утверждает, что на новом альбоме играет нойз-лирику, то есть звуковой экстремизм и текстовая романтика постоянно ищут в музыке «Конторы Кука» взаимное равновесие и понимание. «Средняя Волга» словно чуть небрежно предлагает сдержанные, неторопливые ритмы, иногда мерещится аромат востока, иногда - словно дрожь идет поверх мелодий. Эта музыка не сделает вам навстречу ни одного шага, не пожалеет и не простит – надо самим идти к ней. Выделим два этажа, две степени психодела. Это электронная, шумовая база, заставляющая вспоминать термины «электро» и «синти», и аккуратно вписанный в неё гитарный беспредел на грани авангардных и импровизационных свобод. Настроение создают грустное скоморошество, жестокие сказки, безнадёжные медитации, шаманская поэзия. Это особое удовольствие, которое не поставить рядом ни с эстетским, ни с животным. Мелькнула мысль, что это и есть «рок-н-ролл сегодня», но это звучит, пожалуй, чрезмерно. 

Средняя Волга

Когда заходит разговор о месте группы среди других авангардно-андеграундных проектов, вспоминается, как «Контора Кука» играла на первом фестивале лейбла «Геометрия».Они вышли на сцену после полуночи, когда в трек-листе, кроме самарцев, были ещё именитые москвичи «Ночной проспект». И «Контора», ни в чём не уступив знаменитым авангардистам, дала один из лучших концертов того феста.

 

 

Uphill Work «Missing Opportunities» (Stereo Mansion/Uphill Work)

Uphill Work «Missing Opportunities»Московская команда бодро звучит в соответствии и с буквой, и с духом ранних звёзд британского арт-рока. Образ создают театральность, игра вокальными интонациями - завёрнутая и последовательная. Её смыслы и темы словно карабкаются по лестнице рваных ритмических структур. Отсюда идет вывернутый нервический юмор, который, хочется назвать банально - «английским».

Это не формальная и не коммерческая альтернатива, это – арт-андеграунд, музыка, которая стремится быть умнее окружающего мира. Естественным развитием ситуации становится оммаж винилу – от скрытого до явного – разделения трек-листа альбома на «стороны». На «первой» семь композиций, на «второй» - большая восемнадцатиминутная вещь «Snowing Down South».

Такая музыка - прибежище для понимающих, но в ситуации есть и негативные моменты - группа недавно объявила о бессрочном перерыве в выступлениях и записях. Отметим, что альбом, несмотря на высокие музыкальные кондиции, выпущен не как предыдущие релизы Uphill Work – не на серьезном лейбле, а собственными силами музыкантов. Этот факт ещё более затуманивает ответ на вопрос - будут ли они в дальнейшем продолжать свой изысканный труд.

 

Inner Drive «Oasis» (Оpen Mind-Lizard)

Inner Drive OasisИнструментальный рок-фьюжн и симфо-прог – редкость для нашей сцены. «Oasis» записан московскими музыкантами, но издан в Италии, что показывает уровень работы. Альбом претендует на родство и реминисценции с академической музыкой, это – совсем не фон.

Отметим «поющий» бас, звонкие клавиши, и общий позитив и легкость. Скрипку сменяет флейта, затем высокие регистры клавишных. Расслабляет «Elephants», поддерживают настроение «Full Moon» и «Aibga». Хочется хвалить не только грамотность и драйв, а вещи и неуловимые – свет, знание, и спорные - гармонию, характер. Альбом монолитен – смен настроений немного и, набрав средний аккуратный и внятный темп, они позволяют расслушивать каждую ноту. Это арт - позитивный и сделанный без авангардных истерик, постоянно дающий почувствовать влияние информированного, чуткого и уравновешенного интеллекта.

 

Alexei Borisov, Anton Mobin «Try To Crawl Out Of It» (Mathka)

Alexei Borisov, Anton Mobin «Try To Crawl Out Of It»Звезда российской альтернативы Алексей Борисов («Ночной проспект») проявляет фантазию и умение играть в жутковатые звуки. Инструменты Борисова - электроника и диктофон, у его коллаборатора - парижского продюсера и музыканта Антона Мобина – кассеты, звучащие под флагом lo fi.

Новая музыка крадётся недоброй зверушкой, которая прикидывается то ли ожившей бензопилой, то ли давно сбежавшим из дома и одичавшим радиоприёмником. Бегут, плещут электронные воды, шёпот и треск, помехи на фоне завывания метели в дальнем углу фонограммы. Тут нет медитации, звук с силой ныряет в сломанное подсознание.

К альбому трудно относится безразлично, он лезет в уши и в душу. Это творчество не для стадионов, тут может случиться массовый оргазм или не менее массовая паника, но предсказать, что именно – трудно. «Try To Crawl Out Of It» - беспощадная и даже жестокая пластинка. Она для взвинченных шумовиков и абстракционистов - попросите бабушку унести свой телевизор в другую комнату вашего дворца.

 

Автор фото, использованного в обзоре - Алексей Караковский

Дополнительная информация