КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Контрабандная фонотека: Россия, которую мы не знаем

Искать

Контрабандная фонотека: Россия, которую мы не знаем

13.01.2015 15:22, Музыка: рецензии


Александр
В.
Волков

Центральное телевидение исторически показывает русский фолк даже не как этнографическое чудо, далекое от массового сознания, а как разрисованную помадой декорацию, формируя незнание и бесчувствие. «Телезвезды» жанра известны благодаря пиару и невоспитанности слуха у аудитории. Это не лучшая сторона нашей музыкальной цивилизации. Но рядом выжили и настоящие исполнители, собиратели и издатели. В этом обзоре - не первый ряд таких артистов, а нестандартные, необычные представители стиля, знающие и понимающие фолк совсем не так, как большинство.

The Glass Harp «Луговая арфа» (Sketis Music)
The Glass Harp
Авторы диска не обращали внимания на рынок, но при этом попали в тренды. Название альбома известно по фильму с близким смыслом и означает шаг к чувственному осознанию природы и жизни. Звучат фолк-медитации на основе напевов удмуртов и бесермян, прозрачные и оторванные от суеты, странные звуки, идеально уместные ударные и электроника. В создании диска участвовали известный этнический молдавский перкуссионист Мариан Калдарару и фолк-вокалистка Мария Корепанова. Плюс два немецких музыканта: Штефан Каризиус, исполнитель на западноафриканской коре, Маттиас Шнайдер-Холлек, отвечающий за компьютеры и группа «Вороново крыло». Смешивая многонациональный звук альбом создает особый мир. Это попытка поймать голос крови, духа, в нем есть претензия на общечеловеческий фолк, понятный на любом континенте.

Злыдота «Записи с концертов 2001-2010 годы» (Злыдота)

Группа - эксперимент, но не музей. В основе ее творчества не изучение корней, а движение к парадоксальному осознанию реальности. Автор музыкальной концепции, лидер команды – Олег Фомин-Шахов также пишет книги по фольклору. Поэтому в связи со «Злыдотой» термины «древнерусский герметизм», «квазиарийский язык» и «этнический арт-рок» звучат одинаково уместно. Команда никогда не издавалась, да и этот альбом - DVD-сборник их лучших выступлений – «самиздат» с несколько неуклюжим меню.

Творческий метод коллектива, мягко говоря, оригинален. В музыке «Злыдоты» много самодельных деревянных инструментов, имитирующих аутентичные. Группа исполняет авторский материал, но звучит близко, «вплотную» к традиции. Тайные смыслы, критический взгляд на историю и культуру, переплетены с народной эзотерикой. «Новым фолком» такое творчество не является, но реакцию, интерес вызывает живейшие, ведь зрители чувствуют корни – и в методе, и в музыке. Услышать эту команду можно в разных местах - от «Дома Культуры» до «Дачи на Покровке», и, пожалуй, эти места можно объединить в некий эстетический круг.

Колесная лира, гармонь и Василий Евхимович «Здесь был Вася. Русския Народныя Песни» (Sketis Music)
Колесная лира, гармонь и Василий Евхимович
Бывает такое – входит человек в электричку, заводит песню, и все присутствующие жалеют, что они не президенты фирм грамзаписи. Но президенты в электричках не ездят, а народные таланты ходят именно там. Одно время была мода играть в поездах на колесной лире (hurdy gurdy) – древнем, громоздком и капризном инструменте. Она гудит как орган, поет чудными голосами, создавая мир с особым волшебством. Вот такие странные инструменты Василий Евхимович сначала делает, а потом играет на них. Ходил ли он с этим репертуарам по пригородным поездам неведомо, но альбом звучит с непередаваемым ощущением спонтанности, ежесекундности народного духа, не имеющего отношения ни к официальной культуре, ни, как ни парадоксально, к принятой этнографической эстетике. Тут есть дыхание современных опушек, тепло актуальных завалинок – диковатое, «неправильное» и нелогичное искусство. Оно легко сплетает малоизвестные народные песни, общелюбимую балладу «Славное море, священный Байкал», известный в народе романтичный баттл-треш «Батальонный разведчик» и вещь с многообещающим названием «Миллиёны алых роз». Тем не менее, Евхимовичу удается раз за разом выразить что-то такое, что «играет» внутри у уроженцев наших краев на генетическом уровне, собственно и создает ощущение единого народа.

Васильев вечер «Земля Сибирь. Песни села Богословка» (Sketis Music)
Васильев вечер
Альбом «Земля Сибирь» состоит из песен, собранных в селе Богословка Зырянского района Томской области. Это этнографические записи, сделанные в 1960 – 70х годах крупнейшим собирателем русской традиционной музыки и основателем Российского фольклорного союза Анатолием Михайловичем Мехнецовым. То, что сделал арт-проект «Васильев вечер» - шаг во времена и в души русских старожилов тех мест, «русских аборигенов Сибири», людей, сформировавших особую сибирскую культуру, отличную от той, которую везли в этот край более поздние переселенцы. Пожалуй, этот проект для узкого, точечного употребления – это почти чистая этнография. Среди треков - медленные и темные вещи, естественные тут, тюремные, «невольные» песни, настоящие герои любого времени - быт и природа. Удовольствие от знакомства с ними тоже получается совершенно особым.

Дополнительная информация