КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Игра в народ

Искать

Игра в народ

04.02.2016 22:57, Музыка: рецензии


Александр
В.
Волков

Как играть фолк – есть много мнений. Не претендуя на полноту, предлагаем два музыкальных взгляда – высококлассные импровизационные интерпретации - поиски нового стилистического языка и аутентичное пение – основа основ. Играть, петь, модернизировать и хранить славянский, в том числе русский фольклор – и необходимость, и удовольствие – такой вывод можно сделать, слушая издания, вошедшие в обзор.

 



Misha Tsiganov «Slavonic Roots» (ArtBeat Music)
Фонетическое звучание имени и картинка на обложке наталкивают на мысль, что перед нами шансон с эмигрантским привкусом, но торопиться не надо. Латинские буквы там оправданы –Миша Цыганов – джазовый пианист, он родился в Ленинграде, но живет и работает, причём уже немало лет в Нью-Йорке. Там в его дискографию попадало всякое – и альбомы с Вилли Токаревым, и записи с братьями Бреккерами, Чико Фрименом и с другими заокеанскими элитными импровизаторами. В трек-листе альбома «Славянские корни» народные песни, аранжированные Цыгановым в духе современного джазового мейнстрима. Это украинский, болгарский, белорусский, в основном же - русский фольклор, взгляд через океан, профессиональный и точный, в меру коммерческий, в меру - отстранённый.
Играют звёздный трубач Алекс Сипягин и басист Борис Козлов – постоянно играющие с Цыгановым, также, хорошо знающие его манеру, саксофонист Донни МакКаслин и ударник Дональд Эдвард. «Американские русские» - ровные, спокойные и правильно ориентирпованные музыканты, наши безумные авангардисты там менее нужны, своих хватает. Сипягин и Цыганов успешно сотрудничают во множестве проектов, подтверждая уровень нашей джазовой школы. Единственная на альбоме композиция Миши - «Russian Gospel» - с  губной гармошкой. Особо отметим и вибрафон брата Цыганова - Алексея в украинской теме «Sowed Rye But No One Harvests». Лёгкие плясовые мотивы, мощные ансамблевые вещи, например, «Matushka» и романтичные дуэты фортепиано и губной гармоники Хендрика Меркенса (самая красивая тут - «Nastia») завершаются задумчивой белорусской «Kupalinka» и создают ровный, блестящий релиз, который уже вошел в Europe Jazz Media Chart.



Фольклорный ансамбль «Свечаник» - «Время радости» (Sketis Music)
Двойной альбом называется «Время радости» но особых праздников тут нет. Нет и этнографической скрупулёзности. Зато запись полна ощущения, что вот оно – настоящее, вот это - сегодня и это – изнутри. Края, откуда пришли песни - юг России, Белгород, Воронеж, Липецк. Особый разговор – красота текстов. Песни, услышанные впервые, кажутся знакомыми всю жизнь, а это самое волшебное, что может дать фолк.
В издание вошли любимые песни аутенитичных исполнителей - «Да кругом, кругом лампадочки» Марии Яковлевны Молчановой и «Я когда-то была молодая» Анны Корниловны Малыхиной, которые приковывают внимание к себе. Возможно, это вопрос личного восприятия, но эти песни показались чудесными, равными тому, что слушалось в детстве во время шумных застолий. Тут словно специально добавлены подголоски, сбивающие ровное течение мелодии, расцвечивающие его.
В песне, давшей название альбому, можно почувствовать радость сквозь слёзы, горе, прячущееся за ликованием. Ощущение духовности и душевности делает альбом удивительно уместным. Такое ощущение бывает от фильмов, в которых режиссёры уровня Тарковского или братьев Васильевых вставляют сцены исполнения народных песен, не просто создавая этим настроение, а заставляя вздохнтуть каким-то новым, неизвестным ранее вздохом. Тут это ощущение продолжается весь альбом.

 


Александра Кокорина «Песни Устьи» (Sketis Music)
Тема «фолк сегодня» доводится на этом альбоме до логичного завершения. Тут уже звучит северное пение, нечто пришедшее из древности, но живое и замечательное. Место записи – деревня Орлово, южная граница Архангельской области - там течёт речка Устья, давщая название релизу. Поёт бабушка Александра Кокорина. Она всю долгую жизнь была запевалой, но её пение сейчас - хриплое и надтреснутое. Песни лирические и солдатские, игривые и печальные. Вокалистка откашливается, приговаривает - «ой, больше не знаю…», разыгрывает сценки - «…надо в школу идти, а мне обуть нечего…». Кажется, сейчас встанет и пойдет к печке - горшки двигать, на видео бабуля, кстати, пляшет и поёт в идельно вычищенной светёлке.
С одной стороны, это то, что называется «полевые» записи, тут не может быть и речи об усреднённом массовом акустическом комфорте, тут заботятся о вашей душе, а не об удобстве. Мозг, приученный к клиповому восприятию, не сможет быстро понять, что же тут происходит. Но у этой записи есть шанс добиться совершенно другого качества - часть песен исполнена вместе в Верой Ивойловой, молодой участницей фольклорных ансамблей, поколения тут общаются непосредственно и многоголосно. В буклете есть фото и Веры - недавнее, и бабы Сани – но только полувековой давности. Девушки на фото похожи.
В коробке два диска - аудио и DVD, названны они  весьма понятно – «Слушай» и «Смотри». Видео-часть закручена вокруг клипа «Жито жала» группы Moon Far Away, которая несколько напрягает британоязычным названием. Ролик дополнен и записями Александры Кокориной – она играет и в клипе. Её всё же лучше слушать, не отвлекаясь на визуальные впечатления, но интересно и посмотреть, а также этнографическим видео. Альбом оставляет ощущение хорошо выполненной, полноценной творческой работы, причём не только учёной и исторической, но динамичной и сделанной от души.


Сергей Клевенский «12 пьес» (ArtBeat Music)
Альбом очень близок к мировой world music, он звучит как международный релиз. Клевенский серьезен и разнообразен, это альбом пьес, выдержанных в спокойном вечернем настроении, стилистически расположенный на диапазоне от напоминаний про старый британский фолк-рок и кельтскую традицию до монотонных фьюжн-пьес и русской колыбельной, волшебно спетой дуэтом Таисия Краснопевцева - Сергей Старостин. Всё звучит как одно произведение – в этой связи запомнился «Гимн» - «Многая лета», который, предположим, не стал названием альбома только из-за излишный пышности звучания.
«12 пьес» выводят разговор на уровень музыки мира, причем тут совсем не обязательно переводить это словосочетание на английский. Участвовавшие в записи прекрасные музыканты создают психоделическое настроение, инструменталисты зачастую появляются на одной-двух-трёх вещах, оставляют след, словно свой мазок на общем полотне и уступают место следующему. Чаще всех играют: Антон Горбунов или Сергей Калачёв – бас, Марио Калдарару – перкуссия, Владимир Голоухов – вибрафон – они основа звучания диска. И поверх всего – летит, поёт и радуется народное духовое разнообразие Клевенского, Все спокойно, орнаментально и раздумчиво, музыканты, кажется, не создают музыку, а дышат ею.

Дополнительная информация