КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Круг Круглова

Искать

Круг Круглова

17.02.2016 23:32, Музыка: рецензии


Александр
В.
Волков

Саксофонист Алексей Круглов – один из лидеров нового поколения джазовых музыкантов, выпустил немало альбомов. Но творческий азарт не оставляет Алексея. Представляем недавние релизы Круглова, записанные для разных лейблов. Эта коллекция описывают круг интересов музыканта – не полностью, но выпукло и позитивно.


Vladimir Tarasov - Alexey Kruglov «Sound Spaces» (ArtBeat Music, 2015)
Круглов играет тут с участником ГТЧ – легендарного трио (Ганелин, Тарасов, Чекасин) барабанщиком и перкуссионистом Владимиром Тарасовым. Это второй опыт совместной работы виртуозов, их первая встреча в формате аудио несколько лет назад тоже приняла форму двух альбомов. Музыканты не умещаются в формат одного диска, напоминая подобные же творческие расклады у Фрэнка Заппы.
Первый диск представляет активный и жёсткий фри. Порядок фамилий в названии проекта не случаен – саксофонист, яркий импровизатор и организатор «Leo Fest in Russia» Алексей Круглов тут если не аккомпаниатор, то музыкант, занятый красотами и экзерсисами. А лидер, генератор идей, создатель пространства и движения – легендарный барабанщик Владимир Тарасов. Собственно и в работе в легендарном трио Ганелин-Тарасов-Чекасин, и в других, в том числе в сольных альбомах и проектах, Тарасов не раз доказывал способность создавать эмоциональную и звуковую атмосферу, особое пространство. Новый альбом демонстрирует это со всей ясностью.
Второй диск посвящен чтению Кругловым своих стихотворений под перкуссионные импровизации Тарасова, что превращается в совсем уже неожиданный и увлекательный жанр. Конечно, Алексей не оставляет саксофон, чередует чтение и импровизацию, доходящую до легкого безумства. Инструмент, конечно, превосходит по экспрессии декламацию, но слово достигает большей глубины. Этот поединок с самим собой – особое украшение альбома. Чтение авангардных строк звучит сравнительно спокойно, тут Тарасов становится аккомпаниатором, демонстрируя, что он и в этом качестве велик.
Палиндромы Круглова и инсталяции Тарасова, использованные и в оформлении релиза, превращают альбом в особый вид арт-объекта, импровизация в его мире строится и на игре слов, и на игре форм, игре предметами, звуками и изображениями.


Kruglov Miller Kompania «No Going Back» (ASC Records/Артсервис, 2015)
Альбом недостаточно замечен в СМИ, а он не только звёздный по составу участников, но и звучит весьма непохоже на привычный джаз-оркестр. Алексей Круглов и его «Круглый Бенд», при участии выдающихся музыкантов нового джаза, играют написанную специально для биг-бэнда музыку британца Владимира Миллера, лидера «Оркестра Московских Композиторов».
Джаз у Миллера звучит необычно, это новое слово в жанре. Многополюсность и разнонаправленность этой музыки отлично вписывает в себя игру прекрасных музыкантов. В записи участвовали, в качестве гостей, знаменитые импровизаторы  – солисты «Оркестра Московских Композиторов». Музыка украшена нестандартными опытами – в ней есть острозвучащие напевы известного фолк-исполнителя на народных инструментах и певца Сергея Старостина и креативные взрывные скэты трубача, актера, мастера джазовой вокальной акробатики Аркадия "Freeman" Кириченко, стихотворения, которыми перемежает соло Круглов. Украшают оркестр и саксофонист, адепт саунд-арта Юрий Яремчук, и участник многочисленных проектов от традиционного джаза до рока и фолка - трубач Юрий Парфенов, и, живущий в Германии, легендарный фаготист Александр «Фагот» Александров.
Музыка Миллера имеет несколько заметных слоёв, этажей. Ясность их взаимодействия, даже можно сказать взимопрозрачность иногда просто изумляет. Музыка воздушна и легка, захватывает, но не динамикой оркестра, как, допустим, у Эллингтона, а самим строением, архитектурой аранжировок. Словно эту музыку можно остановить и любоваться мгновенным её состоянием, как рисунком. Есть фрагменты совершенно неджазовые, есть ладовый джаз, авангардный эмбиент, их совокупность хочется определить, как оркестровый арт. Особо заметим и отметим пьесу «Вальс Ника» - пьесу, посвященную памяти Николая Дмитриева, основателя КЦ «ДОМ».

 


Alexey Kruglov & Yulia Ikonnikova. «Shades Of Classics» (Артсервис, 2015)
Альбом «Оттенки классики» представляет концерт Алексея Круглова (альт саксофон) и Юлии Иконниковой (ф-но, орган). Он записан на концерте в Большом зале Саратовской консерватории им.Л.Собинова и издан в серии «Российские виртуозы. XXI век».
Это абсолютно серьезный альбом. Трек-лист собрал вещи от «Сонаты» Леонардо да Винчи до «Мазурки» Шопена, тут же Гендель,  Бах, в пьесах великих саксофон словно становится еще одном голосом, встраивается в палитру органа. Пьеса Н.Римского-Корсакова «Песнь индийского гостя» из оперы «Садко» прокладывает прямой путь к блестящему релизу Круглова и эстонских джазистов с музыкой русских классиков «Могучая кучка», джаз-фанов порадует «Колыбельная Клары» Гершвина из оперы «Порги и Бес». Эти пьесы звучат, как полюса, описывая  репертуар Круглова. Также звучат деликатные варианты пьес композиторов XX века - Родиона Щедрина - «В подражание Альбенису», в которой сначала орган почти «рычит», а потом саксофон рисует пиренейскую фреску и бодрый «Бег» Александра Черепнина.
Соседство музыкантов, привыкших к свободному творчеству и музыки барокко подталкивает к внезапному осознанию смысла происходящего в музыкальной культуре. Для понимания того, что делает Круглов в рамках фри, представляется чрезвычайно полезным услышать его в рамках «правильных», организованных, красивых и аакуратных мелодий, идеальной музыкальной отстраненности 18 века. Академическая выучка Круглова его не подводит, в джазовых соло он чувствует меру. Необходимо отдать должное Юлии Иконниковой, ее академические клавишные занимают аккуратную, но заметную позицию. У саксофона есть возможности для импровизации, при этом, он находится в рамках ровных ритмов и светлых мыслей – источник которых - орган.

 


Группа Игоря Володина «Вечная мерзлота» (Бомба-Питер, 2014)
Отличный альбом джазового мейнстрима от пианиста из Тихвина Игоря Володина, к которому присоединилась группа изестных музыкантов. В составе комбо также – участники легендарной джаз-группы «Архангельск»: Олег Юданов (ударные), Николаq Клишин (бас), Николай Куликов (электро-гитара) и знаменитый виртуоз Аркадий Шилклопер (валторна). Круглов тут фронтмен, его саксофоны звучат в первом ряду, очерченные клавишами, гитарами и ударными и ведут игру.
Музыка – гуттаперчевый джаз, с россыпью барабанов, уместными фортепиано и гитарой. Абсолютно национальный - и по мелодиям, и по настроению, созерцательный, грустный и очень красивый. Тут можно изобретать даже несложную программность, русское, традиционное приволье-раздолье,  испуганную суету в лесу или «Мамины руки», настроение этой пьесы комментировать нет необходимости. По одухотворенности, прочувствованности это удивительный диск. Это современный джаз, который нестыдно и приятно показать любому музыканту, знатоку, да и просто другу.



Дополнительная информация