КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Верность стилю

Искать

Верность стилю

19.03.2016 17:16, Музыка: рецензии


Александр
В.
Волков

Артисты, чьи альбомы представлены в сегодняшнем обзоре, играют в определённых, понятных музыкальных стилях. Их стиль описывает не только музыку, но и образы, психологию. При этом, они на зависть свободны внутри этих  рамок - от мрачной готики до танцевального джаза.


ГРОМЫКА «Громыка» (Союз Мьюзик)
Петрозаводские парни смогли жестко и ловко обойтись без пошлостей, глупостей и ложнополитчиеских закидонов. Альбом на мейджор-лейбле и позитивные столичные гастроли – отличный старт. Музыка у квинтета динамична, плотна и заметна благодаря использованнию ксилофона и ФАЭМИ, комфортно расположившихся сверху боевитой ритм-секции, её назвали «тяжёлый психоделический твист»,. Неторопливые плотные, наваристые поп-рок-аранжировки и густой баритон вокала не ассоциируются с танцующей, бездумной цивилизацией, однако, факт – народ под ГРОМЫКУ прыгает охотно. Они выглядят и звучат совсем не как радийные мальчишки, проевшие, кажется, мозги всем, кроме своих программных директоров. Парни – серьёзные и статные, с приклеенными бровями, в костюмах и со стильной и важной ретрой-шапкой на солисте, играют в символы, уловив настроение эпохи и её отношение к прадедушкиным наборам символов. Им удается делать это, не растекаясь мыслью, лаконично и выпукло, по четыре строки на песню – куда больше? Текст хита «- Говорил я вам. – Не прислушались. - Так и получилось, как говорил я вам!» заменяет толстый учебник истории.
Эстетически, по внутреннему ощущению, группа вроде бы попадает в ряд стёб-рокеров, нервных умниц и тайных интеллектуалов, но найденная нота позитива затрудняет поиск аналогов. Странно было бы это называть рецептом успеха, но на коротком отрезке времени группа попала в цели и тренды – их заметили и запомнили. Будущее в их руках, но трудно предсказывать устойчивость интереса к фотографии старого заслуженного партийца, редкого персонажа неприятной эпохи, даже и не рождающего никаких негативных воспоминаний. Играть дальше столь свежо будет непросто. Разве что группа назовётся через год по фамилии какого-то другого пожилого государственного деятеля.


«Пижоны» «¡Нам бы мамбы!» (Спидола)
«Если вам не дают мамбы, надо сделать свою» – так хочется перефразировать известную фразу, читая название нового альбома московского свинг-оркестра под предводительством Олега «Мистера Твистера» Усманова. Происхождение и настроение группы ясно из прозвища Олега и из названия группы, но вот с музыкальным стилем дела обстоят далеко не так прямолинейно. Напрашивающееся слово «свинг» тут может удивить, но это действительно альбом, сделаный на грани джаза, причем  не расфуфыренно-изысканного, а прекрасно-танцевального. Звучит группа, конечно, не как биг-бэнд, но - заводно и активно. С другой стороны стиля «Пижонов» расположился ранний лихой рок-н-ролл. Эти позитивные звуки надо слушать на пляже, под луной, тогда, когда остро хочется чего-нибудь хорошего.
Идущий первым на альбоме «Блюз моря» открывал еще первый альбом «Пижонов» - «От саксофона до ножа». Появление далее кавера раннего хита Юрия Антонова «Несёт меня течение» среди вещей типа «La bamba», «Rio Rita» и «Skokiian» выглядит парадоксально естественно, стиль аранжировок сглаживает противоречия, опираясь на мелодичность. Альбом завершается легкой грустью «Autumn Leaves» Йозефа Космы с шикарным соло саксофона..
«Пижоны» делают эстрадный, танцевальный поп-джаз в южных и картинно-морских традициях, нечто такое, что звучало на танцплощадках лет 60 назад, и получается у них свежо и «с ветерком». Ностальгические песни чередуются с шустрыми инсрументалами, их много и они ненавязчивые и понятные. Игриво звучит соло-гитара, словно удивляясь попаданию в смесь из джаза, буги-вуги, свинга и латины. Они не притворяются «настоящими» латиносами, такие попытки нередко превращаются в карикатуру. У «Пижонов» же хватает мастерства и ума делать всё адекватно и качественно. Музыкантам удаётся и расслабиться самим, и расслабить слушателя.


«Очелье Сороки» «Северное царство» (Славянский восход)
Московская фолк-группа словно заговаривает, кружит голову волшебным танцем звуков. Психоделический эффект успешно и волнительно достигается женским многоголосием и звуком народных инструментов у мужчин (давул, йоухикко, варган, калюка, бузуки). Славянское многоголосье напоминает то, что делал Дмитрий Покровский, впрочем, такая музыка вряд ли может быть сделана без влияний этого мастера. Стиль определяют как северо-западный фолк и, соответственно, отмечают скандинавские влияния. Это довольно оригинально и позитивно, чаще исполнителй тянет на «юг» и на «восток».
Квартет (Павел Боев — мультиинструменталист, мастер по изготовлению этнических инструментов, Ульяна Шулепина — вокал, перкуссия, флейта, варган, Елизавета Соловьёва — вокал, перкуссия, варган, Александр Брагин — барабаны, перкуссия.) делает, пожалуй, на один шаг дальше других к музыкальным, национальным, эстетическим корням, к их ощущению, пониманию. Альбом звучит уверенно, ясно, с ощущением стиля и несолько неожиданным формальным качеством. Это натуральный, естественный и серьезно поданый русский фолк, развитый до уровня этно-фьюжн.


Para Bellvm «Мы не любим» (Abandoned Zone Records)
Уже название альбома показывает, как группа далека от отечественной рок-цивилизации, и от хиппизма, и от модернизма, и, тем более, от беззубого «пост-всего», неспособного сочинить полстрочки на какую-то внятную тему. Тут-то тема ясна. Альбом - про одиночество, про прозрачный стеклянный пессимизм, про нижнюю часть эмоционального спектра, брождение в чистом подвале жизни без выхода наверх. Группа упорно и настойчиво доказывает, что мрачности и пессимизму есть место в жизни. И это только кажется очевидным и немного смешным. Настроение описывается образом «братских могил до горизонта». Выделилась, пожалуй, фольклорно звучащая «Царь девица».
Такое последовательное неудовольствие трудно найти даже в глубоком андеграунде. Тут же описание бытового негатива занимает всё время и силы, и ни на что больше сил не остаётся.  Отечественный рок беспробудно хиппистский, бардовский, живёт в надежде на веру, любовь, на волшебника в голубом вертолёте. Во что-то хорошее – хоть завтра, хоть в прошлом, в книгах. Para Bellvm даже не пытается искать выход – их комната без дверей, это царство дарк-рока. Музыка для тех, кому давно противно смотреть в окно. Они просто не любят.

Дополнительная информация