КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Свобода пианиста

Искать

Свобода пианиста

22.03.2016 22:27, Музыка: рецензии


Александр
В.
Волков

Слушаем комплект Владимир Софроницкий «Концертные записи» (5CD+DVD, Мелодия). Творческая судьба этого великолепного пианиста особая – реально свободным он чувствовал себя только на концертах, неприязненно относился к студийной работе и добился признания, именно как свободный художник. Записи комплекта сделаны в 1951-1960 годах.

Мы чаще замечаем горланов и главарей и не всегда видим, что их противоположности, романтики, бурно и неудержимо искренне и максимально ярко выражающие чувства - исчезают. Эти черты растворяются в знакомых людях, и их иногда не хватает. Они нередко воспринимаются, как нечто картинное и показное, пафосное, а ведь это, возможно, единственный способ для кого-то выйти за предписанные рамки. В этом романтизм совпадает с некоторыми современными трендами.

Творчество пианиста Владимира Софроницкого знакомит с романтизмом в его крайнем выражении. Его «живые» интерпретации всегда показательно оригинальны и принципиально уникальны – он каждый раз играл по-новому. Заходя, при советской власти, в магазин грампластинок (половина площадей всегда была отведена под академическую музыку, покупателей там было немного, и была возможность всё рассмотреть и понять) можно было удивиться количеству концертных записей Софроницкого – комплектов виниловых дисков в синих обложках.

 

 

Некоторые обычные названия пьес - «Фантазия», «Импровизация» - словно специально придуманы для Софроницкого. В его вариантах неизбежно появляются психоделичность и эмоциональность. Комплект стартует с «Фантазии» ор.17 Роберта Шумана, далее идут его же «Симфонические этюды», более картинные и эффектные и это как нельзя к месту. Диск «2», как и некоторые другие в комплекте, начинается с Моцарта, даже он звучит очень серьёзно. Шуберт – романтично мрачен, Шопен бурно суров, Шуман – неудержимо экстатичен – он, наверное, ближе всего пианисту из зарубежных композиторов. Из российских же это, очевидно, Скрябин. Современники композитора, а тогда такие еще были в живых, говорили, что только Софроницкий был конгениален авторским интерпре­тациям Скрябина. Круг композиторов очерчен строго – на диске «3» появляется Сергей Рахманинов, на Диске «4» Моцарта сменяют Лист, Дебюсси и Лядов, а затем Прокофьев и Шостакович расширяют горизонты восприятия. Диск «5» уже уже целиком отдан Александру Скрябину, это главный диск комплекта, а финал - Этюд ор.8 №12 – идеальное завершение слушания. При этом коллекцию эффектно закрывает шестой диск – DVD с отличным документальным фильмом о Софроницком (из серии «Гении») режиссера Андрея Кончаловского.

 

 

Современники-коллеги - Ген­рих Нейгауз. Мария Юдина, Святослав Рихтер - а тогда гениальных пианистов, известных всем в стране было немало, слышали в его музыке небывалый и невыразимый, «иной мир». Софроницкий не знал границ, но не знал и идеальной стабильности. Длинноволосый пианист-гений, мечущийся над клавиатурой, атакующий инструмент, эффектно отбрасывающий то фалды смокинга, то непослушные пряди со лба – образ понятный и находяшийся на грани мема и кича. Софроницкий воплотил этот образ – не столько в жизни, сколько в звуке. Он был магом и волшебником, шквал аплодисментов - только часть ауры этой записи. Оставив большое количество блестящих фонограмм, Софроницкий не остался звездой для медиа, но свободное искусство, сила воздействия искусства интерпретации, важность импровизации в наше время только растут. Может быть, время Софроницкого и его музыки – впереди?

 

Владимир Софроницкий. Винил фирмы "Мелодия".

 

Дополнительная информация