КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Полина Осетинская, фортепиано. Пётр Чайковский. «Детский альбом», соч. 39, «Времена года», соч. 37a (Мелодия)

Искать

Полина Осетинская, фортепиано. Пётр Чайковский. «Детский альбом», соч. 39, «Времена года», соч. 37a (Мелодия)

11.02.2017 21:11, Музыка: рецензии


Александр
В.
Волков

Это свежая запись, 2016 года, и в этом есть особая ценность и острая актуальность. Современный российский музыкант выпустил новый альбом на старейшем отечественном лейбле "Мелодия" - последние десятилетия это бывает нечасто, а хочется, чтобы было нормой.

 

«Времена года» и «Детский альбом» - культовые циклы Петра Ильича Чайковского. Картинный «Детский альбом», и правда, детский - по образам, сюжетам, но он с удовольствием исполняется взрослыми музыкантами. Романтичные, меланхолично красивые и серьёзные «картины природы» - «Времена года» - с противоположной стороны эмоций и чувств. Каждый цикл включает  мелодии, которые узнает даже бытовое сознание – «Баркаролу», например.
Что может быть позитивней, чем «Неаполитанская песня», что может звучать печальный, чем «Похороны куклы», но потом звучит «Вальс» и можно - раз-два-три - двигаться дальше. «Детский альбом» – большое путешествие по детской комнате – а потом и по странам мира, и по настроениям людей. «Игривость» подаётся степенно,  можно сказать аккуратно. Цикл будто любуется собой, как в зеркале, в отражении таланта пианистки - «вот я какой, нарядный и прекрасный». И это так по-детски, да.
Переход между циклами заметен, это не переход из детской в гостинную, а подъём в таинственный мезонин взрослых мыслей …а теперь пойдёмте в парк! «Времена года» - естественнее, расслабленнее, деликатнее. «Детский альбом» же как бы приподнимается над собой, звучит даже парадоксально волшебнее, театральнее, контрастнее, чем «Времена года». Но эти произведения написаны примерно в одно время и диск даёт понять, что циклы имеют один корень, они созданы одной эпохой и одним эстетическим миром.
Вдумчивость, осмысленность оказываются главными качествами музыкального языка. Демонстрируя, насколько разной может быть музыка Чайковского, диск продолжает и актуальный разговор о цели и смысле академической музыки, и о том, насколько широким был в ту эпоху эмоциональный и гуманитарный диапазон общения – и с детьми, и не только с детьми. И что такое вообще - музыка, к которой прибавляется определение «детская»? Мульт-цивилизация ежедневно демонстрирует свой ответ на этот вопрос. Осетинская показывает другую, альтернативную радугу эмоций и настроений.



Можно сравнить услышанное и с другими исполнениями этих произведений. «Детский альбом» - хоть вот со словно светящимся, ярким вариантом Александра Гольденвейзера или, судя по тиражу давнего мелодиевского винила, стоявшего на всех прилавках, эталонным - Якова Флиэра; «Времена года» - с воздушным - Владимира Ашкенази или с сосредоточенным - Михаила Плетнёва.
Академическая музыка говорит о простых и понятных вещах, вот, например, о детях или о временах года – ничего необычного, непонятного - для каждого. Кстати, пришёл в голову термин для мозгов, ориентированных на гаджеты и/или телевизор – фортепианные сериалы (смайл). Но музыка находит за очевидными словами и вещами реальное тепло и глубину. Исполняя с детства пьесы композитора, Осетинская, по собственному признанию, только сейчас пришла к осознанному, глубокому пониманию музыки Чайковского. Она объединяет полюса творчества знаменитого музыканта и, конкретно, эти произведения в один круг – времён, эстетик, чувств.

Дополнительная информация