КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - ЛИТО: возвращение забытого искусства

Искать

ЛИТО: возвращение забытого искусства

13.10.2014 07:52, Разность: новости


Анна
Пронина

Московская мастерская и галерея печатной графики ЛИТО, воссозданная в 2006 году Екатериной Смирновой в помещениях легендарного «городка художников» на Масловке. Литографические Мастерские здесь были всегда - практически со времени окончания второй мировой войны и первых залпов победы – с момента постройки здания на Верхней Масловке. В 90-х мастерские, правда, пришли в запустение, но тогда многое было в запустении: помещения сдавались всем, кто готов был заплатить.

По мере перекочёвывания из одних рук в другие исчезла хранившаяся здесь коллекция гравюр, вообще к 2006-му уже мало что напоминало о былом их предназначении. Сохранились, правда, станки для создания литографий и камни - как раз то, что было сложно вынести и не казалось особо ценным, то есть то, что художникам как раз и было нужно. Последние восемь лет мастерская ЛИТО возрождает традиции русской печатной графики. Традиции, это сказано не для красного словца: в послевоенное время в мастерских работали художники-графики Е. Кибрик, О. Верейский, А. Максимов, Д. Шмаринов. Книжные иллюстрации, созданные здесь известны практически любому советскому школьнику: книги с ними издавались огромными тиражами, да и сейчас, хотя от былой книжной индустрии остались лишь руины, порой переиздаются. Но, вот парадокс, мастерские изначально назывались, да и являлись экспериментальными - продукция их была малотиражной, то, что потом созданное здесь ушло в массы – скорее приятный бонус к работе художника, почти побочный эффект, на который приходившие сюда мастера и не рассчитывали. Сейчас мастерская, объединяет вокруг себя разных людей: художников, выпускников училищ, профессионалов и тех кто пришел, ещё ничего не зная о тонкостях ремесла (здесь регулярно проводятся занятия и мастер-классы). ЛИТО - практически единственная работающая литографическая мастерская в Москве, не считая учебных мастерских при художественных ВУЗах.
Собственно, что такое литография, как понятно из названия – это рисунок на камне, т.е. форма искусства древняя и благородная, но конечно первых охотников-собирателей, хоть они и обильно украшали свои пещерные жилища, нельзя назвать литографами. Литография (от греч. lythos — «камень», grapho — «рисую») - особый вид печатной графики, когда изображение переносится с каменной основы (огромных каменных, а точнее известковых плит, хотя, скажем, в США для создания литографий используют и металлические пластины) на бумагу – получаемый в результате оттиск и есть искомая литография. Техника сохранилась практически в неизменном виде со времени изобретения – с конца XVIII века: оттиски в ЛИТО до сих пор делаются вручную. Литографическая техника, в отличие от прочих техник печатной графики - техника «плоской печати». На камне или пластине ничего не прорезается и не вдавливается, как это делается в технике офорта, где на металлической пластине острым карандашом процарапываются линии, или в ксилографии, где на деревянной доске вырезается картинка. Это всё примеры «глубокой» и «высокой» печати. Литограф работает с плоской полированной каменной поверхностью. Камни для этого подходят не всякие: лучшим считается известняк из южно-баварских карьеров: обладая высокой плотностью, он к тому же отлично впитывает влагу. Баварские карьеры уже выработаны и сейчас добытые там камни редки и особенно ценятся, не на вес золота, конечно, но на хороший баварский камень ни один мастер денег не пожалеет. Мастерская ЛИТО обладает коллекцией таких плит, возраст их уже больше ста лет, разумеется, на них не сохранились изображения созданные десятилетия назад - камни используются по множеству раз, использовать один камень однократно было бы непростительной роскошью, но всё же «дыхание истории» в них ощутимо. Почти что ровесники камней в мастерской— механические печатные станки.
Итак, на полированную каменную плиту художник наносит рисунок, чаще всего переводя его контуры с помощью угольного карандаша с предварительного эскиза, специальным жирным карандашом или жирной тушью. Затем происходит этап подготовки к печати: рисунок просыпается тальком, чтобы уберечь его от повреждений, затем раствором азотной кислоты и клея поверхность «протравливается». После промывки водой на плиту валиком наносится слой краски. Теперь она будет прилипать только к тем места, где нанесён рисунок. Камень закрепляется на станке, к нему плотно прижимают лист бумаги и прокатывают — готово! — получается цветной оттиск. Можно делать и полихромные литографии, для этого на один и тот же лист по очереди отпечатывают разными красками разные составляющие части рисунка. После печати камень полируется наждачным порошком, и его вновь можно использовать для рисунка. Раньше «художник» и «печатник» были двумя различными фигурами: художник только выполнял рисунок и переводил эскиз на камень, а печатник создал собственно литографию, работал на станке; сейчас чаще всего художник сам занимается печатью.
На стенах мастерской вывешены работы художников, сделанные ими за последний год. Здесь можно видеть, например, миниатюрную, но забавную работу Евгении Сальниковой «Кусание красного коня», или иллюстрации Виктории Гусевой к сказке Чуковского. Здесь собираются люди совершенно разных художественных интересов и образования, не только графики, но и живописцы, скульпторы, гравёры. Но, помимо того, что каждый художник мастерской занимается своим собственным творчеством, есть и проекты, объединяющие всю мастерскую.
Первым таким проектом стали открытки, с них всё началось. Каждый художник сделал свою собственную зимнюю новогоднюю открытку, это было в 2011-м году, получился набор авторских открыток, и идея художникам понравилась, появился проект «Стихи на открытках» - авторам тогда предлагалось проиллюстрировать какое-нибудь стихотворение начала XX века на выбор. Наборы эти выглядят крайне разрозненными, будто кто-то собрал что было и смешал в кучу, а, по сути, так и было – каждый художник трудился самостоятельно: каждая открытка здесь — отдельное произведение. Из-за того, что всё печатается вручную, тиражи мастерской редко бывают выше пятидесяти штук, наборы открыток вообще изданы в пятнадцати экземплярах - все работы мастерских практически сразу раскупаются коллекционерами и становятся библиографической редкостью. Издавались и календари с иллюстрациями на тему «русской провинции», иллюстрации эти, после того как календарь отслужил свой срок, можно просто вырезать и повесить на стену, уже как самостоятельное и вполне достойное украшение.
От открытки с текстом следующий шаг приводит к целой книге. И сейчас мастерская работает над проектом, придуманным и предложенным художником Виктором Гоппе, «Книга художника - взрослым и детям». «Книга художника» - особый художественный жанр, он объединяет в себе иллюстрацию авторской книги и книгоиздательское дело. На первое место здесь выходит именно художник, а не авторский текст. «Книга художника» - именно художественная интерпретация произведения, выраженная визуальными образами, это творчество с опорой на текст. Порой довольно сложно, не зная заранее, определить, какой же текст иллюстрирует тот или иной разворот книги. Тематически книги так же объединены эпохой начала XX века. Точнее, сами художники не предполагали, что именно серебряный век будет преобладать в этой серии, просто вкусы художников ЛИТО оказались неожиданно близки, и как-то всем им оказалось близко начало прошлого столетия. В конце концов, для книги художника это так же вполне эпохальный момент – именно тогда выходят эксцентричные футуристические книжки с иллюстрациями Розановой, Ларионова и Гончаровой, ставшие теперь классикой жанра. В серии футуристическим экспериментам так же уделено внимание, правда, проиллюстрирован в футуристическом духе и, например, Саша Чёрный, едва ли ожидавший от потомков подобного обращения и вообще футуристам не слишком симпатизировавший.
Впрочем, книги книгами, а мастерская участвует и в выставочной работе: последний крупный проект - выставка экслибриса, книжного владельческого знака, в Музее экслибриса в Москве, приуроченная к году Голландии в России. Здесь выставлялись и авторские экслибрисы, выполненные в разных техниках, и станковые работы, объединенные голландской темой, реминисценциями на живопись, например, Вангога, или Брейгеля.
Увидеть работы ЛИТО можно будет и в ближайшее время на экспозиции в доме-музее М.Ю. Лермонтова в Москве. К 200-летию поэта готовится выставка книг художников по его произведениям. Работы ещё не готовы и сложно о них сказать что-то определённое заранее, но наверняка это будет что-то интересное.

 

Использованное в тексте изображение взято с официального сайта ЛИТО

Дополнительная информация