КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - О творчестве Ольги Слободкиной-von Brömssen

Искать

О творчестве Ольги Слободкиной-von Brömssen

04.12.2015 12:44, Разность: статьи


Вильям
Мейланд

Сегодня "Контрабанда" знакомит своих читателей со статьей арт-критика Вильяма Мейланда о творчестве фотохудожницы Ольги Слободкиной-von Brömssen. 

Когда тебя оставляют в покое, ты становишься частью пейзажа.

И. Бродский

 

Земля и небо, лед и пламень, воздушная и водная стихии, то есть всё первозданное, существующее до нас и независимо от нас, всегда влекло художников к сотворчеству. Именно к сотворчеству, а не к банальному удвоению увиденного в природе.

Почему жительница Москвы, переводчик и литератор, Ольга Слободкина-von Bromssen, обратилась именно к художественной фотографии, а не к другим видам изобразительного искусства - вопрос второстепенный. Для нас, зрителей, важно только то, что из этого обращения получилось. Если не прибегать к высоким словам и обязывающим сравнениям с именами великих, то есть если взять на себя элементарный труд последовательного смотрения созданного Ольгой Слободкиной, то можно прийти к выводу о счастливой найденности творческого пути.

 

Техническая изощренность современного фотоискусства столь велика, а стилей и направлений (несмотря на относительную временную малость существования фотографии) так много, что было бы странным, если бы человек смог в течение нескольких лет совершить в этой области нечто значительное. В нашем конкретном случае решающим оказалась не техника и спецэффекты, а миросозерцание. У Ольги Слободкиной явно есть свой "чертеж" изобразительных метафор, свои методы достижения видимого и невидимого. Пейзажные по большей части композиции Ольги Слободкиной представляются мне результатом поиска своего пространства и простора. Речь может идти и о конкретной географической точке, именуемой, например, "Планетой Коктебель", но чаще всего это безымянная территория, пригодная для дыхания, место, где фотограф почувствовал фаустовскую потребность "остановить мгновение". Безлюдье, отсутствие узнаваемых домов и улиц, кроны и корни деревьев, струящаяся или неподвижная вода, игра света и тени... Сколько бы мы ни перечисляли увиденное на фотографиях Ольги Слободкиной, зрительный ряд всегда или почти всегда создает впечатление тишины. Если она и нарушается, то только естественным образом - шумом ветра, журчаньем ручья, шелестом листьев, гулом морского прибоя. Полагаю, что это не следствие мизантропии автора, а бережение себя. Это, видимо, то, что Ольга Слободкина зовет "моим Восхождением", для которого потребно "только одно одиночество, только оторванность в мире". Иначе не понять "Жизни неба" и не различить знаков гармонии на "Осеннем асфальте".

Характерно, что и в "Теневых автопортретах", где появляется женский силуэт, проступающий сквозь освещенные вечерним светом оконные шторы, мы видим лишь намек на интерьер. Главенствует же спасительный мрак и соответственно из него, "из глубины Божественного Мрака", как сказано в одном из стихотворений Ольги Слободкиной, рождаются образы и видения художника и поэта. Создавая различные серии ("Планеты", "Ветви деревьев", "Огни города", "Фонари" и.т.д.), 0льга Слободкина часто пользуется свободной компоновкой и совмещением различных кадров. Это сравнимо с киномонтажом. Аморфная текучесть и кажущаяся необязательность сочетаний и перестановок искупается цельностью и органикой фото ряда, единством цвета и света. Автор явно уклоняется от диктата формы и жестких конструкций, но при этом полностью доверяет живой случайности и чудесам природы, которая, словно бы помимо авторской воли проступает на фотопленке. "Когда я снимала, я не видела этой дрожи воды на заднем плане, этого света облаков", - говорит Ольга Слободкина, и в этой непредсказуемости результата есть очевидная прелесть. Керамист или стеклодув у печи также не всегда может заранее рассчитать все видоизменения материала и тут уж явно лучше довериться самому процессу и свободному образованию "пузырей земли".

 

Художник, обладающий своим видением мира, настраивает глаза зрителей, и они с удивлением для себя обнаруживают в природе пуантилизм Сера или нервные мазки Ван Гога. Погружение в микро и макрокосмос, запечатленный 0льгой Слободкиной, также не проходит для нас бесследно. Мы начинаем слышать ее тишину и обретать дополнительные возможности для защиты от агрессивных воздействий современного мира.

 

Вильям Мейланд

 

Ольга Слободкина-von Brоmssen - арт-критик, фотохудожник, член Международного творческого союза художников при ЮНЕСКО, член World Art Foundation, народный художник Движения Евразия, арт-журналист, член Союза журналистов России и Международного союза журналистов, поэт, переводчик, ( в том числе художественной прозы англоязычных авторов и поэзии таких поэтов, как Р.М. Рильке, Д.Х Лоуренс и Артюр Рембо), преподаватель английского и немецкого

Рукописная книга стихов Ольги Слободкиной "Есть Путь Земли и Путь Крыльев", 1999, (200 экз.), с факсимильной рецензией лауреата Нобелевской премии Иосифа Бродского на стихи Слободкиной (май 1994г.), изд. Гуманитарный Фонд Содействия Культуре, Москва, 1999. Книга, оформленная аутентичными фотографиями автора, участвовала в Международной Конференции "Книга как художественный объект", ВГБИЛ им. Рудомино, и была закуплена Музеем Современного Искусства в Нью-Йорке и Музеем Виктории и Альберта в Лондоне. Другие экземпляры находятся в Музее Книги Российской Государственной Библиотеки, в Зале Искусств ВГБИЛ им. Рудомино, в Государственном Музее В.В. Маяковского, в ЮНЕСКО, в личной коллекции Президента Французской Республики Жака Ширака, в коллекции Генерального Консула США Томаса Р. Хатсона, в Галерее Современного Искусства Рональда Фельдмана (Нью-Йорк), в коллекции Президента Театрального Центра им. Юджина О'Нила г-на Джорджа Уайта, в личной коллекции Короля Удайпура (Индия), Президента Благотворительного Культурного Фонда Махарана, Его Величества Арвинда Сингха Мевара, в коллекции Министра Культуры Российской Федерации Михаила Швыдкова, в коллекции известного шведского актера Tomas von Brömssen, в коллекции Генерального директора Американо-Советской Театральной Инициативе Григория Нерсесяна, в Российской Организации Современных Авторов, в коллекциях ряда известных поэтов, актеров, драматургов, писателей, режиссеров, художников и коллекционеров России, Швеции, Америки и в других собраниях.

Произведения автора можно увидеть в Библиотеке Мошкова lit.lib.ru, stihi.ru и proza.ru, арт-фотографии на сайтах art-russia и art-bazaar.

Контакт с художником Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дополнительная информация