КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - «Pussy Riot» и христианство. Панк по имени Иисус - контрабандист, посланный Отцом Небесным

Искать

«Pussy Riot» и христианство. Панк по имени Иисус - контрабандист, посланный Отцом Небесным

22.03.2012 08:32, Общество: статьи


Илья
Морозов

Давно хотел я, читатель, написать что-то наподобие того, что ты прочтешь сейчас. Но что-то вечно притормаживало. Страх? Возможно, и страх. Скорее всего. А потом случилось то, что случилось и понял – не могу не высказаться. Как будто в первый раз в голове зазвучали слова из одной старой и всегда новой Книги: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви». Немного раньше в этой Книге можно прочесть: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». И я понял – ничего не хочу так сильно, как быть совершенным самому. И чтобы все дорогие мне люди были такими же. И вообще все. Понял, что хочу этого – и страх исчез. И пишу.

Как ты понял, читатель – под словами «случилось то, что случилось», я подразумеваю историю с «панк-молебном» группы Pussy Riot в Храме Христа Спасителя. Уже месяц эта история активно обсуждается в СМИ и обществе. Полагаю, что большинство информированных уже заняли определенную позицию в отношении находящихся под арестом участниц. Твой покорный слуга, читатель, видит свою задачу в данном эссе скромной – просто еще раз напомнить «неопределившимся с точкой зрения» людям об одном панке. Самом известном панке в истории.

Об иудее по имени Йешуа из Нецерета.

Уже слышу ропот со всех сторон, а с некоторых – даже неприкрытое возмущение: «Ты в своем уме, Морозов? Какой из Христа панк? Он если к кому и близок – то к хиппи!».

Стоп-стоп-стоп. Давайте спокойно разбираться.

Прежде всего, раскрою свои личные карты. Первая карта – авторская, писательская. Мой материал - субъективен и выражает исключительно личное мнение Морозова И.С., подкрепленное авторитетными текстами. Не ждите от меня «объективной журналистики». Я в ее существование не верю. Во всяком случае, не ей меня учили великие учителя – Василий Васильевич Розанов и Хантер С. Томпсон.

Вторая карта - церковная. Просьба не воспринимать мой материал как проповедь чего бы то ни было. Я просто излагаю то, во что верю сам. Излагаю всем читателям, которые способны вести диалог, а не впадать в истерику. Всем, несмотря на их конфессиональную принадлежность, религиозные, философские, этические, эстетические, даже эротические взгляды. Или отсутствие этих взглядов. Впрочем, в то, что человек, у которого взгляды отсутствуют, способен вести диалог, я не верю. Как и в существование «объективной журналистики». 

Третья карта, которую раскрою сразу – свое отношение к затрагиваемым субкультурам. С любовью и уважением относясь ко многим деятелям движения хиппи, никогда себя не с ним не ассоциировал. Долго сам не мог понять почему. Я ж за мирлюбовьнетвойне? Ну да, конечно. Только вот хипповские методы борьбы за мирлюбовьнетвойне никогда мне не были близки. Что такое хиппи-движение в массовом сознании? Цветы, сладкие песенки, freelove, медитация, расширение сознания… Внутренняя интуиция подсказывала, что Христос, каким я его знаю из Евангелия – не такой. Что-то общее у Него с этим есть, и немало общего – но всё-таки в чем-то кардинальном Он не такой. Чем окончилась «хипповская» сторона шестидесятых? Чарльзом Мэнсоном, побоищем в Альтамонте, смертью Брайана, Джими, Дженис и Джима. Чем заканчивается личная биография многих хиппарей? Увы, слишком часто – распадом личности, думаю, многие из вас это наблюдали. Чем оканчивается путь Христа и всякого христианина, по мере сил своих следующего этим путем (а если не следует – какой он христианин тогда?). Правильно: сначала Крест, потом Воскресение и Вознесение. Итак, что-то не так с восприятием Христа, как эдакого добренького хиппи. Давайте разбираться, в чем дело.

Расхожий образ Христа как «народного целителя», филантропа, благочестивого и преисполненного «религиозных чувств» «поборника традиционных ценностей», намеренно популяризировался начиная с IV века, когда Церковь, в лице обессиленных епископов упала в объятия Зверя – государства. Когда император Константин увидел в небе знамение креста с надписью «сим победишь» и подумал, что победит этим Оружием своего соперника Максенция (а на самом деле победить Крестом можно только оккупировавшего Землю князя мира сего). Вспомним сусальные картинки из учебников «Закона Божия» или слюнявые «христианские кинофильмы».

Такой образ Христа кое-где до сих пор популярен, потому что понятен любому сердобольному обывателю, для которого реальное содержание Евангелия, выражаясь языком блогов – аццкий экстрим и взрыв мозга, лишающий покоя и сна. «Филантроп», благочестивый, спешащий каждому на помощь, подобно Чипу и Дейлу, Иисусик-поборник традиционных ценностей невероятно приятен и успокаивающ. С ним как-то миришься, и продолжаешь жить по-старому, ничего в себе не меняя. Хорошо? Очень хорошо! Очень удобно! Только непонятно – зачем его такого, всем помогавшего и никому не мешавшего, всем удобного и всех устраивающего, бывшего за всё хорошее против всего плохого, распяли, а? Убили самой мучительной и позорной для людей той эпохи казнью, напомню.

Хорошо. Каким тогда был Христос в земной жизни, на кого из привычного нам окружения он был похож, если не на хиппарей? Дать ответ на этот вопрос нам поможет Евангелие. Откроем эту Книгу еще раз, помолимся (если ты, читатель, молишься – если нет, просто настройся определенным образом) и с помощью Духа Святого, Который, как известно, дышит где хочет, попробуем взглянуть на Героя этой Книги без хрестоматийного глянца. И давайте просто попробуем перенести реалии, в которых этот Герой жил во плоти две тысячи лет назад, в привычный нам мир.

С точки зрения христианского сознания, приход Христа – бесцеремонное вмешательство Бога-Царя, Отца небесного, находящегося над временем и историей, в жизнь мира, пораженного грехом и живущего вследствие этого во времени, в истории. Мир оккупирован – человечество, ветхий Адам, пошло на сделку с мелким служкой единственного Царя, признав его князем мира сего. Тут-то человечество и поняло, что его подло развели и застенало в скорбях, будучи не в силах прогнать оккупантов своими силами – уж очень плотно они окопались в этой крепости. Можно сказать, в цитадели (огромный привет Никите Сергеевичу Михалкову).

Что делает Царь? Он, как завещал граф Суворов-Рымникский, начинает войну не числом, а умением (война числом проваливается – пророков изгоняют, сажают в тюрьмы, побивают камнями). Он посылает в оккупированную зону своего Сына в качестве контрабандиста.

На Земле Сын-контрабандист рождается далеко не в самой, с точки зрения тогдашнего мира, развитой стране. В пригороде столичного города. В переводе на современный российский – в Люберцах. Гостиницы забиты, роды происходят в гараже. Кто такие вифлеемские пастухи в переводе на язык привычного нам общества? Слесари из люберецких гаражей. Скорее всего, таджики. Или грузины. «Черные», короче. Кто такие «волхвы»? Тибетские ламы. А скорее всего, кришнаиты, святую для которых книгу недавно в Сибири хотели запретить за «экстремизм».

Живет Иисус 30 лет, ничем особо не отличаясь от окружающих. Ну да, благочестив, любит бродить в одиночестве, не женится почему-то – а в остальном плотник как плотник.

А потом происходит переворот – омовение у Иоанна. И Дух нисходит. И Голос с небес. И жизнь плотника круто меняется. Как эта перемена выглядела бы на языке привычного нам общества? Позвольте, чтобы не  пересказывать еще раз то что уже было сказано, процитировать мое провокационное письмо протоиерею Всеволоду Чаплину, опубликованное в сентябре 2011 года:

«- герой тридцать лет непонятно чем занимался (только один раз убежал от родителей, но удалось вернуть), а потом вообще ушел бомжевать и создал банду попрошаек, совратив тружеников рыбного хозяйства;
- пил с полицаями (дело происходит в стране, оккупированной мировым империализмом, но нашлись такие сволочи из местных, что пошли на службу в налоговую полицию оккупантов) и проститутками;
- оскорблял духовенство традиционной конфессии, которой придерживалось большинство населения страны (экстремизм) – «порождения ехиднины»;
- оскорблял семейные ценности, отворачивался от семьи  - «к Тебе пришли мать и братья! –Я их не знаю»;
- под конец вообще говорил, что столица страны скоро будет разрушена (терроризм) – «камня от камне не останется»;
- учинил дебош в кафедральном соборе – «изгнание торгующих»;
- и вообще много чего учинил;
- за что был по суровым, но справедливым законам того времени приговорен к смертной казни;
- после чего бродяги из его шайки, утверждая, что он воскрес, основали тоталитарную секту (глава - некий Симон, бывший рыбак, уголовная кличка "Камень"), куда стали затягивать, обещая вечную жизнь и выманивая имущество, честных граждан, придерживавшихся традиционной конфессии».

Ну и довольно повторяться.

С биографией всё понятно, теперь немного об учении Иисуса.

Отложим на минутку Евангелие в сторону и возьмем книгу «Дидахе или Учение Господа, переданное народом через 12 апостолов», известную с конца I века. Тогда она даже считалась одной из книг  Нового Завета, потом была утрачена, а когда была найдена вновь (первая публикация – конец ХIХ века), попала в руки не официальных церковных функционеров, а ученых.

«Дидахе» - это краткий конспект евангельского учения в сочетании с конкретными инструкциями по разным аспектам жизни христианской общины. В «Дидахе» нет ничего об абстрактной «вере в Бога», «религиозных чувствах». Апостолы говорят там лишь о следовании конкретным Путем – Путем Жизни.

«Есть два пути: один - жизни и один - смерти, но между обоими путями большое различие...».

В описании Пути Жизни апостолы (или их ближайшие ученики) перечисляют самые парадоксальные рекомендации Христа, вызывающие в рассудке обывателя бурный протест. Просто пересказывают Нагорную проповедь – и ты понимаешь, это - взрыв мозга:

«Слов же сих учение таково: 
благословляйте проклинающих вас... ибо какая благодарность, если вы любите любящих вас?.. Вы же любите ненавидящих вас и не будете иметь врага. 
Если кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую и будешь совершен. 
Если кто поймет тебя на одну милю, иди с ним две. 
Если кто отнимет у тебя верхнюю одежду, отдай и хитон. 
Если кто возьмет у тебя твое, не требуй назад...
Всякому, просящему у тебя, давай и не требуй назад...».

Это - портрет совершенного человека.

Это - конкретные рекомендации для того, кто хочет идти за Христом.

Это – содержание Христовой «контрабандной посылки» от Отца Небесного.

Христос пришел в мир для того, чтобы спасти человечество от смерти, освободить из-под власти князя мира сего.

Христова контрабанда – дорожная карта спасения. Самый надежный способ пройти спастись – пройти по указанному ей пути.

Человек, вступивший на этот путь, должен постепенно избавляться от опущенных плеч, потупленного взора. Становиться веселым, азартным, вдохновенным. Панком из панков, по сравнению с которым Сид Вишез – просто ясельная группа детского сада.

Вот как описывает поведение такого человека драматург Владимир Голышев:

«- Что? Пощечина? Бу-га-га!!! 
Да ты крут, как я погляжу! Ну давай, теперь с левой руки в челюсть бей!
(как Брэд Питт в "Бойцовском клубе").
Просят его:
- ...проводи до метро!
- Да хоть до Мытищ!
- ...пиджачок у тебя справный!
- И пальто бери! не вопрос!
- ...я потом как-нибудь долг отдам!
- Забудь! выпей за мое здоровье - и считай, что в расчете!».

Вот такая она – Христова свобода, переведенная на язык простых бытовых ситуаций.

Это не инструкция, это обещание: ты можешь стать таким.

Ты будешь жить вечно, ты умрешь, но воскреснешь телесно - если будешь по мере сил своих ликвидировать в себе то, что мешает жить именно так.

Игра непроста (если напряжешь по максимуму сил – в финале Крест, не забывайте), но она стоит свеч.

Вот так-то.

Много бы мог я еще написать читатель, но чувствую, это только первая из заметок по «Контрабандному богословию» - тема неисчерпаемая.

Надеюсь, ты понял главное, что я хотел сказать – исторический Иисус, описанный в Евангелии, независимо от того, считаешь ли ты его Сыном Божиим или нет (я - считаю) меньше всего был для окружавших Его в земной жизни добреньким хиппарем, благочестивым филантропом-целителем, приятным всем.

Он был постоянным возмутителем спокойствия, контрабандистом, панком, взрываюшим сознание ветхого человечества, погибающего в оккупированном мире. Нестерпимым для обыденного сознания провокатором.

Отношение к Нему иудейского общества той эпохи было таким же, как отношение современного российского к участницам Pussy Riot.

За постоянный взрыв мозга Его и распяли. Но Воскресением Он показал, что Его путь, шокирующий для сознания ветхого человека – есть путь победы над смертью.

Помни, что христианство – не религия, это путь к концу всех религий, если под религией понимать преодоление отчуждения человечества от Отца Небесного.

Когда все поймут содержание этого пути, пройдут его по мере сил своих, тогда все отчуждения исчезнут. И придет новое небо и новая земля, Царство Божие явится в силе и славе.

А если ты, читатель, не готов, как не готово большинство населения Земли, встать на этот Путь наиболее радикальным образом (если большинство населения Земли пока не готово – значит, христианство, по словам о.Александра Меня, действительно «только начинается»), постарайся хотя бы научиться не осуждать тех, кто нашел в себе смелость на него встать.

Дух дышит где хочет. Точно так же, как дух антихриста может говорить через человека в архиерейской митре, так и Дух Святой может говорить через поющих и танцующих девушек в смешных нарядах.

Смеешься, читатель, надо мной, говоришь: «Не может Дух Святой говорить через них! Этого не может быть, потому что не может быть никогда»?

Имеешь право – я не могу тебе запретить смеяться надо мной. Христос не учил запрещать смеяться над собой.

Только прошу, подумай – не хулишь ли ты этим смехом (о призывах к расправе над Pussy Riot я и не говорю – с ними, кажется, всё понятно) Духа Святого.

А слова Иисуса Назарянина о том, что самое опасное для человека – хула на Духа Святого, никто не отменял и не отменит.

Читайте также:

Артур Аристакисян. Дьявол смеётся над Гундяевым. Письмо патриарха к «Pussy Riot» Николай Сутормин, прихожанин РПЦ МП. Театральный режиссёр, актёр. Открытое письмо Патриарху Русской Православной Церкви Кириллу по делу о "Pussy Riot" Артур Аристакисян, кинорежиссёр. Pussy Riot: идеальная жертва Владимир Голышев, православный христианин (в оппозиции РПЦ МП). Писатель, драматург. Свинцовые мерзости загадочной русской души Илья Морозов, православный христианин (в оппозиции РПЦ МП). Журналист. «Pussy Riot» и христианство. Панк по имени Иисус - контрабандист, посланный Отцом Небесным Алексей Караковский. Писатель, музыкант, журналист, главный редактор журнала "Контрабанда". «Pussy Riot» и нападение на Собор Парижской Богоматери о. Сергий Круглов, священник РПЦ МП (г. Минусинск). «Pussy Riot». Явление Христа и христиан миру - величайшая андерграундная акция Артур Аристакисян. Грязный православный секс с Pussy Riot Григорий Лурье, епископ РПАЦ (г. Санкт-Петербург). Pussy Riot как панк-православие Владимир Голышев. Ответ на «ответ» члена Оргкомитета партии "Десяти заповедей" католика Александра Шведова Александр Шведов, католик. «…Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит…». Ответ Владимиру Голышеву на статью "Явление Pussy Riot народу" Владимир Голышев. Явление Pussy Riot народу

Дополнительная информация