КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Пишите письма мелким почерком

Искать

Пишите письма мелким почерком

26.07.2012 04:47, Общество: статьи


Владимир
Голышев

«Надя, Катя, Маша! Мы любим вас, поддерживаем вас и находимся здесь, чтобы вам помочь», - пишет в СИЗО №6 Энтони Кидис - бессменный фронт-мэн и вокалист Red Hot Chili Peppers.    А это уже Фли, легендарный басист той же группы:    «Надя, Катя и Маша! Я думаю о Вас все время. Посылаю Вам самую лучшую энергию, которую только могу. Я аплодирую вашей храбрости и молюсь за ваше освобождение. Я попробую донести информацию о вашей ситуации до как можно большего количества людей. С любовью, Фли».

  В России деятели культуры тоже пишут письма. Вернее подписывают. Правда, отсылают они их в другие места – в Мосгорсуд, в Верховный суд РФ, президенту РФ В.Путину. Солидные люди - солидные адресаты. В письме указывается на «неоднозначное отношение» подписантов к панк-молебну, выражается озабоченность имиджевыми издержками государства и судебной системы РФ, высказывается мнение о том, что уже понесенного наказания достаточно для искупления вины. Под письмом подписи. Сначала было сто. Потом еще столько же набежало…   Чувствуете разницу? Вообще-то, в современной России не принято чувствовать. Вернее, принято, но несколько своеобразно. Примерно так: «Иностранным звездам легко прикидываться добрыми. Они сегодня здесь, завтра – собрали вещи и уехали. А нашим здесь жить…» Штук сто таких комментариев в блогах видел. С пониманием люди пишут. С глубоким знанием дела.   То же самое они пишут и про священнослужителей. Якобы они осознают, что позиция обвинения по «делу Pussy Riot» - чистое, беспримесное безумие. Соглашаются с тем, что дальнейшее содержание девушек под стражей порочит РПЦ МП, иерархи которой заварили всю эту кашу. Осознают, признают, но… вслух об этом сказать не могут. Почему? Потому что у них: дети, хозяйство, ипотека, потребительский кредит и другие «обстоятельства непреодолимой силы». И мудрая паства своих пастырей понимает, сочувствует, жалеет…    А я сдуру пожалел Шона Пенна, когда он обнимался с Уго Чавесом. Года три-четыре назад. Венесуэла тогда пережила что-то вроде попытки военного переворота. В его организации Чавес обвинил США. Американский актёр приехал выразить ему поддержку и пригласить на концерт. (Режиссер Оливер Стоун тогда же заявил, что хочет снять про Чавеса фильм и тоже приехал в Каракас. Впрочем, Стоун с самим Фиделем Кастро на короткой ноге, так что не удивительно.)   …Жалел я Шона Пенна недолго. Уже на следующий год он получил очередного «Оскара». Много снимался. В общем, «шашни» с «врагом Америки №1» на его карьере никак не сказались.    «Ну, вот видишь! – обрадуется «понимающий» россиянин. – В США легко «геройствовать». Попробовал бы он у нас…»   Я попытался представить Шона Пенна «у нас», и не смог. Не потому что наши актёры хуже (хотя это так). Просто, я не верю в «обстоятельства непреодолимой силы». Ничто не может помешать человеку быть свободным. Не какому-то абстрактному «народу», а конкретному человеку, личности. И на «обстоятельства» жаловаться глупо - их создают сами люди. Свободная страна возникает везде, где живут люди свободные. Там, где живут люди «понимающие» («входящие в положение»), возникает Российская Федерация.    Так вот, коллективные письма – это недорогой эрзац свободы для человека «понимающего». «Китайская копия». Вроде бы, протестуешь, требуешь, возмущаешься. И при этом лично ты – вроде как, не при делах. Если что, всегда можно ответить, как Василий Алибабаевич: «Все побежали – и я побежал». Вместе не страшно. Особенно, когда рядом с твоей подписью стоят подписи доверенных лиц президента Российской Федерации.    А вот Шона Пенна, Оливера Стоуна и десятки других звезд с «активной жизненной позицией» личные переживания Дж.Буша-младшего, Барака Обамы или английской королевы совершенно не интересуют. Их деятельность никак не зависит от обитателей Овального кабинета и Букингемского дворца. Она зависит от зрителей, от товарищей по цеху, от общего состояния киноиндустрии. Но больше всего от самих звезд – от их творческой состоятельности, работоспособности и пр.    В России всё по-другому. Наши «мастера культуры» – один большой паразит, находящийся в рабской зависимости от «источника всех благ» - Кремля и его окрестностей. С этим давно все смирились, привыкли и даже вошли во вкус. От нас требуется одно - отнестись к этим «обстоятельствам» с «пониманием»: «Ну да, театр мой существует за счет государства…»  «Ну да, фильмы свои я снимаю на деньги Минкульта…» «Ну да, «газпромовский» корпоратив…». «Ну да, День милиции (или уже полиции?)…»
  В общем, всё как у Стаса Михайлова. Впрочем, простой, цельный, непротиворечивый Стас – в сто раз лучше рефлексирующего интеллигента-подписанта! Во-первых, супер-кассовый артист от кремлевских подачек почти не зависит. Во-вторых, Стас честен. Жизнь у него удалась. Он и рад. И всё! Так и надо в слаборазвитой сырьевой монархии – не думать о плохом, не париться. Радоваться маленьким человеческим радостям: деньгам, пиджакам, самкам, замкам, бриллиантовым запонкам, запахам парфюма и крепкому рукопожатию президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. Так и честнее, и для здоровья полезнее. Особенно для психики.    Собственно, наша «культурная элита» до последнего времени ровно так и жила. Может не настолько откровенно радовалась. Не так бодро купюры лохматила. Иногда даже ходила на проспект Сахарова – «воздухом свободы» подышать. Белую ленточку предпочитала георгиевской. А в остальном – нормально. Как Стас.    Надежда, Мария и Екатерина не оставили от этой идиллии камня на камне. В день их ареста время комфортных и необременительных коллективных писем и действий закончилось. «Культурная элита страны» этого пока не поняла. Ну что ж, «всё приходит с опытом» (гр. «Каста»).    Вот скажем, вечно молодой прозаик Сергей Шаргунов, которому сегодня только ленивый не выразил сочувствие. Причина - гневная отповедь «огнеопального протопопа» Владимира Переслегина, на которую его благословил родной шаргуновский отец - известный московский протоиерей.    Между тем, сочувствовать тут нечему. Переслегин во всём прав. Свой «личный взгляд» на панк-молебен С.Шаргунов высказывал неоднократно. И взгляд этот ни на йоту не отличается от переслегинского. Ровно та же людоедская дичь. Один в один. И текст коллективного письма, действительно, плохо с ней сочетается. Вернее, не сочетается совсем. Прежде в этом никакой проблемы не было. Человек мог совершенно свободно говорить одно, думать другое, делать третье (особенно в хорошей компании). Но теперь всё изменилось.   «Так устроен мир, Сережа: подписываясь под текстом, ты соглашаешься с каждым словом, написанным в нем, - поясняет протоиерей. - Равно и наоборот: одно слово, неприемлемое для тебя, не позволяет тебе подписать весь текст. Поэтому никакие твои постскриптумы не принимаются: это твой собственный текст, так как под ним твоя собственная подпись».   Всё так. Не прав Переслегин только в одном – еще вчера мир был устроен иначе. Таким черно-белым он стал весной этого года, когда бойцы Центра «Э» МВД РФ блокировали и взяли под стражу двух девушек. А чуть позже арестовали третью.    До этого момента, можно было корчить из себя угрюмого «молодого консерватора» и тут же, задрав штаны, бежать получать престижный сертификат «гуманиста». Теперь, сказав людоедское «А», «Бэ» придётся говорить, уже стоя на четвереньках. А вместо «Вэ» будешь рычать, лаять и ронять пену на асфальт. Потому что мир, в котором люди придирчиво выбирали маски и напропалую лицемерили, закончился. Теперь право на высказывание дают только убеждения. Пусть даже такие инфернальные, как у Переслегина и Шаргунова-старшего. Не имеешь никаких – молчи. Или пой – как Стас Михайлов.   Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня...   «…В данном вопросе у моего папы другая точка зрения, это не влияет на наши отношения», - успокаивает публику любящий сын. И коллеги-подписанты смахивают скупую слезу, не догадываясь о реальном содержании сказанного…   Тем временем в Санкт-Петербурге художник Петр Павленский зашил суровой ниткой рот и встал у ограды Казанского собором с белым баннером в руках. Красивый и страшный. Из надписи на баннере следовало, что панк-молебен Pussy Riot художник считает римейком «изгнания торгующих из храма»... Полицейские долго не знали, что с Петром делать. В конце концов, загрузили его в машину «Скорой помощи» и отвезли к психиатру. Зря возили. Художника признали совершенно нормальным.    А за две недели до этого у ограды Спаса на Крови себя распяла девушка в синей балаклаве. 20 минут провисела на кресте, пока полицейские ее не увезли…   Странные люди, да? Непонятные.    И письма музыкантов Red Hot Chili Peppers - такие наивные, глупые, несолидные.    Свободные люди, вообще, выглядят нелепо. Если смотреть на них сквозь прутья решетки…
Написано для сайта Весна. Русская Версия

Дополнительная информация