КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Торгующие, храм и буржуазное лицемерие

Искать

Торгующие, храм и буржуазное лицемерие

25.05.2016 12:49, Общество: статьи


Дмитрий
Бебенин

Изгнание торгующих из храма - образ красивый, но утопичный. Торгующие и храм созданы друг для друга. По-крайней мере, были созданы друг для друга в стародавние времена. Причём со временем торгующие стали сами себе и храм, и религия, и служители оной.

"...Концепция греха и воздаяния - это вечная мечта правящих классов о стопроцентной эффективности пропускной системы. А концепция спасения и блаженства - это вечная мечта о такой форме капитала, которая была бы стопроцентно застрахована от девальвации и анархии рынка. "Суд + воздаяние = спасение или проклятие" - это идеальная модель обмена абсолютного товара на абсолютный капитал с помощью абсолютного продавца...". (А. Цветков).

Религии масс придумываются представителями господствующих классов в своих интересах. Возможно, впрочем, это утверждение несколько устарело, если речь идёт непосредственно о религиях. Дело в том, что влияние "традиционных религий" в т.н. цивилизованном мире (на который наяривают либералы) в современном пост-империалистическом обществе снижается. О чём нам не устают в обвиняющих тонах напоминать наши местные религиозные лидеры. Не в последнюю очередь это происходит оттого, что по меркам современного бизнеса религия в своих традиционных формах уже недостаточно эффективно решает вопрос выкачивания денег из кармана обывателя в пользу симфонии власти и бизнеса. Именно поэтому суровая риторика религиозных деятелей всё чаще напоминает тихую панику. По ряду причин православное христианство и ислам остановились в своём развитии на до-капиталистических позициях. Теперь высшие иерархи этих культов закономерно боятся оказаться ненужными хозяевам жизни.

Механизм, с помощью которого церковь пытается стать нужной бизнесу, довольно прост. Если, к примеру, будет доказано (или "доказано"), что при искусственном оплодотворении на яйцеклетке проступает лик богородицы, церковь снимет все свои претензии к этой процедуре. А потом объявит грешниками всех бездетных, которые не желают ради искусственного оплодотворения влезать в долги. Разумеется, церковь сделает это не за просто так, а за возможность освящать репродуктивные клиники. Всякая же отказавшаяся от освящения клиника будет предана анафеме. Что негативно скажется на её публичном имидже в свете богоугодной конкурентной борьбы.

В свою очередь, крупный капитал в так называемом "цивилизованном мире" постоянно изобретает новые способы экономического манипулирования населением. Примечательно, что по принципам действия они схожи с религиозными, хотя на первый взгляд ничего общего с ними не имеют. Но подобно тому, как священники одной и той же конфессии могут благословлять на праведный бой армии двух враждующих сторон, заправилы какой-нибудь транснациональной корпорации с такой же лёгкостью могут производить оружие на принадлежащих им предприятиях по обе стороны линии фронта.

Концепция "зелёных технологий" в той форме, в которой оные технологии сейчас внедряются в капиталистическом мире, по сути, оперирует вполне религиозными понятиями греха и искупления. Сами по себе "зелёные технологии" можно лишь приветствовать - если бы они вводились повсеместно и для всех. С планомерным отказом от старых, "грязных" технологий. Но бизнесу по понятным причинам это невыгодно. Поэтому стоимость плодов "зелёных технологий" сравнительно со стоимостью никуда не пропадающих плодов "грязных" технологий увеличивается (даже если реально они вовсе дешевле). Продолжающие использовать "грязные" технологии объявляются "грешными" ("они наносят вред природе" - и ведь формально не поспоришь), хотя у большинства их потребителей по бедности просто нет выбора. Те же, кто раскошелился на "зелёные" технологии - как бы купили себе спасение.

Бывает, впрочем, и так, что старый продукт экологически нейтрален, но сворачивать его производство невыгодно - а невыгодно в современном мире всё, что не приносит сверхприбылей. В этом случае господствующие классы, не желая терять доходы от использования совсем уже архаичных и по логике вещей неконкурентоспособных технологий, формируют вокруг них в представлении обывателя мифологии и культы. От простой ретромании (кстати, это вообще один из первых серьёзных культов эпохи капитализма) до сравнительно недавнего помешательства на всём "тёплом и ламповом".

В результате жонглирования научно-техническими выкладками, похожими в такой форме на философствования средневековых монахов, из никому не нужной рухляди в продукт элитного потребления превращаются фотоплёнка, которую надо докупать каждые 36 кадров, а снятого кадра не переснять, а также громоздкие, непрочные и перегревающиеся радиолампы и, разумеется, всеми любимые виниловые пластинки. А то и кассеты. Почитатели этих святых даров во множестве ломятся на всяческие Hi-END-шоу. Там можно принять участие в ритуале посвящения - сесть в мягкое кресло перед метровыми раструбами ламповой усилительной системы, вкусить звука, идущего по свитым вручную проводам с золотыми контактами, с настоящей 180-граммовой виниловой пластинки, и заявить: "Да! Я услышал! Я познал! Я уверовал!".

Недавнее гонево про необходимость экономить электричество предсказуемо закончилось переводом часов, после которого солнце встаёт в 4 утра, когда ещё все спят, а садится в 9 вечера, когда многие только-только с работы пришли. Ты не сможешь экономить электричество естественным образом. Ты будешь сперва его тратить, а потом или тратиться на средства экономии, или стыдиться, что у тебя таких средств нет.

Так пожелал Господин наш и вседержитель Рынок. Молись ему, и кайся, коли не вписался.

Дополнительная информация