КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - 28 января 2012 года, "Дом Кино". "Таймашин": прожектор времени

Искать

28 января 2012 года, "Дом Кино". "Таймашин": прожектор времени

29.01.2012 10:22, Музыка: репортажи


Дмитрий
Бебенин

Взаимоотношения рок-музыки и кинематографа в нашей стране всегда выстраивались весьма странным образом. Пока рок-музыканты не взяли процесс производства музыкальных фильмов в свои руки...

В 60-х и 70-х самодеятельные бит-группы (слово "рок-группа" в ту пору не было устойчивым словосочетанием) порой выступали в фойе кинотеатров перед сеансами (характер фильма при этом особого значения не имел). Хрустальные люстры, буфетные стойки и бархатные эстрады в фойе старых советских кинотеатров, будь это хоть ныне уничтоженный детский "Огонёк" на первом этаже жилого дома по московскому проспекту Мира - это отдельный субкультурный пласт, и туда мы сейчас копать не будем.

В конце 80-х, когда уже стало можно чуть менее, чем всё, а вопрос моментальной сверхприбыли любой ценой стоял ещё не убийственно остро, идущие к успеху режиссёры в спешном порядке бросились клепать фильмы про рок-культуру. Фильмы эти были как документальные, так и художественные. В художественных рудиментарный сюжет порой нужен был лишь для связки одного концертного номера с другим (по схожей схеме строились как американские рок-н-ролльные комедии 50-х, так и винтажное софт-порно). От документальных было больше вреда, чем пользы, ибо большая часть режиссёров слабо знала матчасть. Это, в общем, тоже тема для отдельного исследования. Важно, что на этом этапе рокеры переместились из фойе непосредственно в кинозалы, предваряя живыми выступлениями премьерные показы посвящённых им фильмов.

И, наконец в новом веке наши рокеры наконец-то получили возможность контролировать процесс создания кино о себе любимых. Справедливости ради следует отметить, что биографических фильмов о рок-музыкантах, завизированных ими самими, в нашей стране сейчас кот наплакал. Неудивительно, что один из первых таких фильмов был снят о команде Машина Времени - первых реально состоявшихся у нас рок-звёздах со всеми вытекающими отсюда для артистов как бонусами, так и пенальти. И снял его Максим Капитановский - легендарный рок-барабанщик 70-х, давний коллега "машинистов", уже проявивший себя дерзким экспериментатором в области документального рок-кино.Максим Капитановский

Разумеется, премьеру фильма (в респектабельном зале Московского Дома Кино) предварял рок-концерт. И какой! Костяк программы составили современники (а то и старшие товарищи) Машины Времени, каким-то чудом добравшиеся до наших дней работоспособными коллективами, не потерявшими и толики былого азарта. Интересно, что биг-битовая и блюзовая ветви нашей рок-сцены оказались в тот вечер представлены в равных пропорциях.

Оловянные Солдатики

Открыли программу Оловянные Солдатики, памятные большинству из ныне живущих по той серии "Ну, Погоди!", где волк и заяц, мотаясь по телецентру, пытаются прибиться к некой группе Дворняги басистом и барабанщиком соответственно. Нет, к сожалению, бессмертный хит "У попа была собака" группа в этот раз не играла.

Оловянные Солдатики

Зато всё остальное - приятное старообразное двухголосье, мягкий баланс инструментов, выстроенный под голоса (а не наоборот!), соло на губной гармонике и не менее легендарная песенка "Водосточная Труба" - наличествовали с энтузиазмом.

Алиби / Жар-Птица

Продолжили концерт старые друзья редакции "К-Банды", группа Алиби / Жар-Птица. Строго говоря, Алиби - порождение 80-х, а Жар-Птица - 70-х. Но основатель обеих ипостасей группы Сергей Попов начинал свои музыкальные опыты ещё в конце 60-х, в рядах дубненского ансамбля Фобос. Костяк выступления составили песни именно этого периода. Интересно, что для полного стилистического соответствия теме вечеринки Попов появился перед публикой в аутентичной чёрной водолазке и со старенькой японской гитарой (причём некогда брошенной американцами при отступлении из Вьетнама).

Алиби / Жар-Птица

Самой интересной частью выступления стал смелый мэш-ап из двух баллад - песни Машины Времени "Белый День" и сочинения Жар-Птицы "Если". По словам Попова, "Белый День" был первой песней не какого-нибудь западного музыканта, а собрата по хронотопу, вдохновившей его на новые музыкальные поиски. Здесь неплохо проявили себя как вокалисты все поющие музыканты команды - особенно клавишник Евгений Хорошевский.

Второе Дыхание

На этом биг-битовая часть программы закончилась, и началась блюзовая. На сцену вышло Второе Дыхание - легендарная команда, история которой при этом может послужить хорошим уроком всем ныне существующим кавер-группам. Пауэр-трио, маньяки Хендрикса и Cream, по воспоминаниям А. Макаревича "технари они были страшные, вид имели крайне вызывающий, играли невероятно громко и на контакты не шли". Каждый из музыкантов классического состава по очереди переиграл с Машиной Времени в снисходительном порядке шефской помощи. Однако за пределы блюзовой тусовки так и не вышла - если не считать барабанщика Капитановского, и по сей день сотрудничающего с "машинистами", только уже в составе туровой бригады.

Второе Дыхание

В современном составе команды безумного и экстравагантного Игоря Дегтярюка заменил не менее безумный и экстравагантный Валерий Гелюта из Красных Дьяволят. Но любовь группы к наследию Хендрикса и Cream, равно как и к мозголомным перелицовкам старых рок-н-роллов вроде "Blue Suede Shoes" никуда не делась.

Удачное Приобретение

Ещё одну порцию ядрёного блюза солидной выдержки представило публике не менее легендарное Удачное Приобретение Алексея "White" Белова.

Удачное Приобретение

Здесь собравшихся ждал сюрприз в виде элегантного блюзового диалога гитар Белова и Андрея Макаревича. Оставьте ненужные споры на тему, что круче - "Fender" или "Gibson". Когда у музыканта задействованы голова, руки и дух, самые антагонистичные инструменты могут составить удивительно гармоничный дуэт.

фильм

На этом концертная часть программы была закончена, и начался непосредственно фильм. "Таймашин" - именно в таком написании фигурировали в чёрном 1983 году его герои согласно одному из тогдашних "чёрных списков".

фильм

Анархически-хулиганский подход Капитановского к киносъёмке лично для меня откровением не был - мне уже довелось посетить закрытую премьеру его ленты "Пол МакКартни: 73 часа в России", снятой на треть из-под полы, а потому до сих пор не имеющей официального статуса. Экстравагантные видеоинсталляции, миксы из различных вариантов концертного исполнения одной и той же песни, хронологически отстоящих друг от друга лет на 20-30, частые видеоцитаты с шаткой правовой базой - в большом количестве всё это, признаюсь, подчас утомительно. Зато истории о массовых разгромах телефонных будок с целью производства звукоснимателей из индукционных катушек в трубках, или травматической гастрольной утехе - кипятильнике из бритвенных лезвий, гвоздей и электропровода, по мне так давно ждали фиксации на страницах истории. Самый на мой взгляд интересный момент - это когда Макаревич, смотря собственное телеинтервью 25-летней давности, ставит после каждого вопроса запись на паузу, отвечает на вопрос, а потом слушает, как ответил на него ТОГДА. Немногие, хочу заметить, могут по прошествии лет отважиться на подобный эксперимент.

съёмочная группа

Пока неизвестно, будет ли этот фильм когда-нибудь издан на DVD. Возможно, его ждёт судьба видеобонуса в каком-нибудь юбилейном бокс-сете Машины Времени. Но даже при таком раскладе "Таймашин" - безусловно, принципиально новая глава в недолгой и противоречивой истории отечественного рок-кино.

пангалактический грызлодёр

P.S. Вы таки будете смеяться, но в качестве сувенира с премьеры мне досталась бутылочка легендарного  портвейна "Три Топора", подававшегося на фуршете.

Ибо мне как непьющему, выдали её с собой сухим (то есть мокрым) пайком.

Лично мне неизвестно, применимо ли к подобным алкогольным напиткам понятие выдержки, но у меня эта бомба может храниться сколь угодно долго.

А когда-нибудь потом, через много лет, я буду кого-нибудь ей угощать, да приговаривать: "Вот вино образца 2012 года - когда все веселились, ожидая зачем-то конца света, а он взял, и не настал..."

Дополнительная информация