КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Одинокий бунтарь: Брайан Джонс и юность Rolling Stones

Искать

Одинокий бунтарь: Брайан Джонс и юность Rolling Stones

29.11.2011 10:08, Музыка: рецензии


Дмитрий
Бебенин

Лазарев А.Одинокий бунтарь: Брайан Джонс и юность Rolling Stones. - М.: ДПК-Пресс, 2011. - 248 с.: ил. Культ Брайана Джонса - сродни культу Сида Баррета или Beatles "гамбургского периода". Расцвет всех трёх культов в мире победившего рок-н-ролла пришёлся на начало и середину 90-х, что, в общем-то, неудивительно. В ту пору снова стал актуальным образ рок-музыканта, как безответственного, непредсказуемого, и конечно же, гениального наркомана. Именно поэтому саундтрек к фильму "BackBeat" записывали вокалист Soul Asylum, гитарист Sonic Youth, басист R.E.M., и барабанщик Nirvana, а по ту сторону Атлантической лужи брит-поп прилежно выращивал "Apples And Oranges" методом клонирования.

Бедолага Брайан в эту концепцию тоже вроде бы вписывался. Да вот незадача: не оставил этот парень после себя собственных песен, а оставил лишь аранжировки. То есть то, чем при создании околомузыкальных культов принято, как правило, жертвовать в первую очередь. Поэтому на какое-то время культ личности музыканта затмил для "культистов" сам его вклад в сокровищницу мировой рок музыки. Лишь с приходом моды на "винтажное" звучание фанаты гитариста наконец-то научились слушать музыку. Тут и подоспела первая книга о сабже на русском языке.

С первого прочтения может показаться, что времена книг с подобным стилем изложения должны были уйти в прошлое ещё лет десять тому назад. Корректор и литредактор здесь, похоже, не ночевали и проездом: предложения и их части порой не согласованы, предлоги и связующие частицы то употреблены некорректно, а то и вовсе отсутствуют. Книга изобилует массой указаний на даты и места. Само по себе это даже здорово, вот только периодически повествование становится перегруженным сухими данными, и оттого неудобочитаемым. Наконец, порой в тексте встречаются ошибки, совершенно непростительные сейчас, когда любые данные можно проверить хотя бы посредством старушки "Wiki".

Вот только одна строка:

"...В "Lady Jane" Брайан придает песне своей игрой на клавесине и цимбалах (dulcimer) "елизаветинский" характер, которые превосходно иллюстрируют содержание песни...".

Предложение выстроено словно бы в лёгком бреду. Не говоря уже о том, что цимбалы и дульцимер различаются примерно так же, как гусли и домра.

Но, как это нередко случается, книга порой говорит нам больше, чем мог или хотел сказать автор. И страноватое изложение с постоянными колебаниями от скрупулёзного внимания к каждой мелочи до ухода в абсолютную прострацию имеет любопытный побочный эффект. В какой-то момент перед читателем совершенно явственно появляется образ Брайана Джонса - человека столь же противоречивого, как авторское изложение. И возможно, мы начнём чуть лучше понимать, столь прихотливые и запутанные мысли роились в его в непутёвой белобрысой голове.

В общем, каким был комом этот блин ни был, но в своём роде на просторах нашей нобъятной он первый. А потому общая оценка книги Лазарева скорее положительная, чем отрицательная. Превопроходцам всегда трудно. Особенно, если пытаешься понять движения чужой души, которая есть потёмки по определению. А в случае с Брайаном Джонсом - и подавно.

P. S. Книга любезно предоставлена для рецензирования музыкальным магазином "DiG".

Дополнительная информация