КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Выставка Константина Коровина на Крымском валу

Искать

Выставка Константина Коровина на Крымском валу

18.04.2012 22:16, Музеи и выставки: репортажи


Соня
Рапопорт

В конце марта в Государственной Третьяковской Галерее на Крымском Валу открылась выставка, посвящённая 150-летию со дня рождения замечательного художника, Константина Алексеевича Коровина.

Эту выставку очень долго ждали и готовились к ней. Взыскательному взгляду представлено около 240 картин из Третьяковской галереи и многих других музеев России, Казахстана и Белоруссии. На выставке также представлены полотна из европейских частных коллекций.
Не могу сказать, что я большая почитательница таланта Коровина, но сходить посчитала нужным, так как он всегда казался мне интересным и глубоким художником.
На крупные выставки, безусловно, нужно ходить, но не только для того, чтобы быть «в теме». Многим из нас давно знакомо ощущение, когда открытые тобой музыка или произведения искусства внезапно становятся популярными, и сразу куда-то исчезает желание наслаждаться ими. Ты уже не единственный обладатель этой красоты - приходится её с кем-то делить. Нечто подобное можно испытать, когда приходишь смотреть на картины известного художника в известное место. От этих мыслей легко избавиться, лишь вспомнив о том, что искусство (в частности, картины) равнодушно к нашим ощущениям, ему всё равно, кто на него в эту минуту смотрит, оно независимо от нас прекрасно.
Выставка разделена тематически на несколько частей: "Начало. 1870-1890 годы", "Предреволюционное искусство", "Эмиграция". Центральное, и как мне показалось, самое интересное место экспозиции занимают разделы "Париж", "Натюрморты", "Крым. Гурзуф", сюда решено было поместить самые яркие полотна Коровина, по которым, в основном, его и знают. На мой взгляд, организаторы расположили картины очень органично. Ты сразу понимаешь, в какой последовательности была написана та или иная вещь, и, если глаз намётан, можешь проследить за техникой и идейными течениями прошлого столетия.
Картины Константина Коровина появились в тот сложный период, когда понятие «красота» в русской живописи сильно исказилось под грузом сложной и нравоучительной живописи передвижников. Смотришь на картины Коровина, и открываешь мир, интеллигентного человека, не погруженного в новомодные веяния запада. Искушенному зрителю не составит труда увидеть ту же тонкость, воздушность и изящность в картинах Коровина, особенно это касается женских образов. Поклонники Константина Алексеевича восхищались именно верностью передачи натуры персонажа, нежели красотой и четкостью изображения.
О красоте в то время вообще сложно было говорить, но, тем не менее, Коровин сумел остаться верен собственной манере, смог реалистично передать черты всеми любимой чеховской эпохи. А ведь это и женщины в длинных кружевных юбках, и всевозможные терассы, залитые светом, дачная романтика и поэтичность.
Осмотрев внимательно все картины в первом зале, я подумала: «Что же мне это напоминает?» Мне вспомнился замечательный фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино» хорошо известного вам режиссера Никиты Сергеевича Михалкова, и, судя по тому, что я услышала в толпе (а народа, по такому случаю, было очень много), вспомнила этот фильм не я одна. Картины - будто иллюстрации к фильму! Если сначала посмотрите фильм, а потом пойдёте на выставку – получите море удовольствия.
Что для меня стало полной неожиданностью, так это любовь Коровина к северным пейзажам. Венцом коллекции считается масштабная картина "Гаммерфест. Северное сияние".
Интересный факт, Коровин по заказу Саввы Мамонтова оформил павильон "Крайний Север" Нижегородской художественно-промышленной выставки в 1896 году. Вскоре после показа в Нижнем Новгороде панно были перемещены в главный вестибюль Ярославского вокзала в Москве. В 1961 году полотна были переданы Третьяковской галерее, и отреставрированы специально к юбилейной выставке.
После Октябрьской революции Константин Алексеевич Коровин активно занимался вопросами сохранения памятников культуры, организовывал аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключённых. Время было напряженное, поэтому в 1923 году художник по совету А. В. Луначарского выехал за границу и поселился во Франции.
Для Коровина начался совершенно иной творческий период. Серия картин, под названием "Парижские огни" просто пропитана романтикой. Когда мы смотрим на картины парижского цикла Коровина, мы погружаемся в таинственную атмосферу жизни города с его яркими витринами, мерцающими огнями фонарей, женщинами в длинных платьях и мужчинами в элегантных костюмах.
Для человека того времени ярко освещенные улицы уже были зрелищем, а если добавить к этому ещё и некоторую расплывчатость и фантастичность, свойственную работам Коровина, то получится совершенно другая картина, не знакомая российскому обывателю начала 20-ого века.
Я рассматривала картины парижского цикла, и мне вспоминалось то состояние одиночества и легкой печали, как во время прогулки по вечерним улицам, или наоборот, спокойствия, тихой радости. Другими словами, состояние, когда не замечаешь никого вокруг, и погружаешься в собственные мысли. Однако существует другой мир, мир праздника и веселья, мир ночного Парижа, роскошного и светящегося, цветного и праздничного. Тебе сейчас не до него, и он проплывает мимо тебя: размытый, неспокойный, яркий.
Константин Алексеевич Коровин - человек, тонко чувствовавший свою эпоху, показал мне именно это.
А что увидите Вы?

Дополнительная информация